Татьяна Жижкун
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомить воспитателей детских садов с нетрадиционными формами проведения родительских собраний, в условиях сельских детских садов.
Задачи: 1) повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию к системному использованию нетрадиционных форм проведения родительских собраний;
2) расширить круг взаимодействия с педагогическими сообществами, специалистами, привлекаемыми к совместной работе;
Публикация «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний» размещена в разделах
3) представить свой педагогический опыт проведения нетрадиционных родительских собраний.
Обоснование проблемы
Старший воспитатель. При организации родительских собраний в сельском детском саду есть проблемы:
- отсутствуют специалисты педагогической направленности (методисты, учителя-логопеды, педагоги-психологи и др., которые могут оказать помощь в проведении родительского собрания;
- родители не желают на них присутствовать.
Универсальность родительского собрания заключается в его возможностях реализации сразу нескольких функций: сплочение коллектива родителей, управление воспитательно - образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.
На собрании можно дать информацию об образовательной программе, реализуемой в группе. Ближе познакомиться с семьями, создать условия для знакомства родителей друг с другом. Обсудить особенности возраста и задачи развития детей на текущий учебный год. Познакомить с организацией деятельности с воспитанниками, поделиться наблюдениями о развитии детей.
Можно одновременно всей группе родителей дать новую информацию, проиграть проблемные ситуации, поделиться опытом. Родительские собрания — это способ принятия коллективных решений. В силу ряда причин не все родители и не всегда стремятся присутствовать на родительских собраниях, поэтому педагогам важно создать необходимые условия, чтобы привлечь на собрание как можно большее количество семей.
В больших районных детских садах уже много лет проводятся родительские собрания с участим специалистов ДОУ. А вот в маленьких сельских садах такой возможности нет. Поэтому я предлагаю воспитателям провести подготовительную работу, используя консультационно-методические пункты, которые работают на базе окружных пилотных площадках. На сайте ГБОУ НШ с. Красноармейское можно найти график работы КМП и, посетив детский сад, получить методическую помощь специалистов.
Я хочу представить элементы родительского собрания, которые помогут вам ввести нотки нетрадиционности, что привлечет родителей.
При условии, что вы прошли КПК и получили детальную методическую помощь педагога - психолога, можно провести родительское собрание «Мой ребенок!», с использованием приема: решение педагогических ситуаций.
Воспитатель. Дошкольник старшего возраста должен обладать такими личностными характеристиками, как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Педагоги детского сада стараются развить в ребенке эмоциональность, коммуникативность, устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, способность и желание учиться.
Воспитатель заранее провел беседу с детьми, их ответы записал. На собрании родителям предлагаются те же вопросы, на которые они письменно отвечают, а затем сравнивают свои ответы с ответами детей. (родителям предлагают проанализировать анкету, рисунки детей, разговоры между детьми, со взрослыми, самостоятельные игры детей)
Таким образом, родители сами могут сделать вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.
Старший воспитатель. Коллективный поиск решений проблемы приводит к нестандартным решениям. Так можно предложить родителям совместно решить несколько педагогических ситуаций.
Воспитатель. Предлагаю Вам поразмышлять над следующими педагогическими ситуациями:
1-ая ситуация: Ребенок увидел в магазине интересную игрушку и требует у мамы, чтобы она ее купила. Мама не готова совершить эту покупку.
Вопрос: как отказать ребенку?
2-ая ситуация: Дети очень часто приносят в детский сад игрушки. В ходе игры у них происходит обмен.
Вопрос: Как объяснить ребенку правила поведения, относительного дарения или обмена игрушками?
Старший воспитатель. Коллектив родителей, при таких родительских собраниях, сплачивается, участники совместно ищут выход из сложившихся ситуаций. Тем самым урегулируется управление воспитательно-образовательным процессом как в детском саду, так и дома.
Старший воспитатель. В последнее время все чаще педагогические работники ДОУ используют во время непосредственной образовательной деятельности элементы Сказкотерапии. На родительском собрании так же можно предложить родителям обыграть элементы арт-терапии, которые можно использовать в игре с ребенком дома.
Воспитатель. Для использования данного метода необходимы различные мелкие игрушки и предметы. Придумываем сказку по схеме:
1. жила-была.
2. она жила (у кого, где, с кем) ….
3. эту игрушку потеряли и она попала в магазин забытых вещей. Она общалась (с кем? о чем) ….
4. Осталась или ее кто-то забрал ….
Обыгрывается ситуация с тремя участниками родительского собрания или все родители делятся на группы и каждая группа презентует свою сказку.
Старший воспитатель. С помощью этой методики можно выявить:
1. выраженность оптимизма или пессимизма. Выявляются снижение уровня оптимизма, жизнелюбия и активности, сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
2. Уровень контактности. Степень общения, взаимодействия.
Вас насторожит:
- если отношение хозяйки к игрушке носило негативный характер; - если игрушка в магазине отказывалась с кем-то общаться, была изолирована от других;
- если игрушка не проявила чувства тоски, желания вернуться к хозяйке. В магазине чувствовала себя лучше, чем дома;
- если игрушку никто не забрал.
Положительные стороны данного метода заключаются в решении индивидуальной проблемы, улучшении воспитательно-образовательного процесса как в детском саду, так и в домашних условиях.
С помощью арт-терапевтических техник мы можем лучше понимать своих детей, видеть, что на самом деле их тревожит. Не во всех детских садах есть психологи, поэтому необходимо аккуратно и тщательно подготовившись применять такие методы.