Ширшова Марина
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Спутник»
Консультация для педагогов на тему : «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики».
Подготовила и провела :
инструктор по физической культуре
Ширшова М. В.
2019г.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бод-
рости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
Публикация «Консультация для педагогов „Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А Сухомлинский.
Физическое развитие дошкольников должно осуществляться не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, утреннюю гимнастику и др.
Каждый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Именно утренняя зарядка заряжает энергией на весь день. Педагогам необходимо творчески подходить к организации утренней гимнастики, включать в занятия поговорки, речевки, считалки, музыку в различных темпах, подвижные игры, разнообразный спортивный инвентарь.
Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.
Утренняя гимнастика не продолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы, и способствует более быстрому вхождению в работу, ускоряет вхождение организма в деятельность. Утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной деятельности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах. Утренняя гимнастика способствует также хорошей организации начала дня.
В ходе проведения утренней гимнастики решаются следующие задачи:
Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.
Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
Поддерживание интереса детей к занятиям.
Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
Создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей.
Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника.
При составлении и проведении утренней гимнастики в нетрадиционной форме следует учитывать структуру традиционной утренней гимнастики утренняя гимнастика состоит из III частей:
Подготовительная
Основная
Заключительная
Подготовительная часть сводится к тому, чтобы подготовить организм ребё нка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой.
Основная часть. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идё т основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы.
Заключительная часть общего времени, создаёт условие для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
В состав утренней гимнастики входит :
1. Комплекс оздоровительной гимнастики
2. Учебно - развивающие, динамические игры
3. Комплекс упражнений под музыку
4. Упражнения на расслабление мышц тела
5. Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание
6. Упражнения на релаксацию с развитием воображения
7. Комплекс оздоровительных игр
Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами. Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т. д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий. После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений.
Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют возрастным особенностям детей их физической подготовленности. Упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро, под весёлую музыку. Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6—8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них по 6—8 раз. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения.
Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивая и дыхательных, ног, спины, живота и всего туловища. На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Во время сокращения мышц живота и передней части бедра при сужении грудной клетки, как правило, делается выдох, а при расслаблении этих мышц и возвращении в исходное положение - вдох. Например, при наклоне вперед - выдох, при выпрямлении - вдох; при приседании - выдох, а при вставании - вдох. Выполняя гимнастические упражнения, старайтесь дышать глубоко и свободно. Вдох следует делать через нос глубоко, а выдох – через рот медленно. Если в упражнении нет четко выраженных фаз вдоха и выдоха, надо дышать равномерно. Для восстановления дыхания можно использовать чистоговорки и скороговорки, что способствуют развитию речи детей. В некоторых комплексах в конце применяется самомассаж, тоже с использованием стихов. Это благотворно влияет на развитие дыхательной системы детей, является профилактикой простудных заболеваний.
Примерная продолжительность гимнастики (в мин).
Младшая группа - 6 минут
Средняя группа - 8 минут
Старшая группа - 10 минут
Подготовительная к школе - 12 минут
При использовании нетрадиционных форм утренней гимнастики в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно сюжетные, игровые и комбинированные формы проведения утренней гимнастики.
В старшем дошкольном возрасте гимнастика проводиться в форме круговых тренировок, оздоровительного бега, на полосе препятствий, с использованием нетрадиционного оборудования, ритмической гимнастики.
Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого – либо сюжета, например: «Машина», «В лесу», «В зоопарке» и т. д. в такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части носят имитационный характер и передают действия (или деятельность) героя в соответствии с сюжетом.
Игровая утренняя гимнастика состоит из хорошо знакомых подвижных играх разной интенсивности. Для вводной части подбираются подвижные игры средней и малой подвижности. В основной части – игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений. В заключительной части включают игру малой подвижности на восстановление дыхания и приведении всех функциональных систем организма в норму.
Комбинированная утренняя гимнастика включает в себя подвижные и хороводные игры, танцевальные и ритмические движения, ОРУ и т. д. Такие комплексы, как правило, имеют характер итоговых.
Ритмическая гимнастика построена на комплексе упражнений, танцевальных движений, упражнений игрового стрейтчинга, флешмоба. Комплекс содержит разминку из циклических движений, танцевальных движений и хороводов. Нагрузка на организм ребенка в таких упражнениях очень высока, т. к. он выполняет одновременно два сопутствующих движения ( например: присядка с разведением рук). Заключительная часть утренней ритмической гимнастики включает в себя упражнения средней интенсивности. Утренняя ритмическая гимнастика несет большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под музыку и очень нравится детям.
Утренняя гимнастика с использованием нетрадиционного оборудования. Это хорошо знакомые детям ОРУ, которые проводятся с использованием нетрадиционного оборудования, изготовленными своими руками.
Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки проводится в теплое время года и включает в себя чередование различных видов бега, ходьбы, подскоки и дыхательные упражнения. При этом воспитатель постепенно увеличивает расстояние, интенсивность, время, подбирает задания которые нужно выполнить по ходу движения. Важно правильно дозировать нагрузку, учитывая возростные и индивидуальные особенности ребенка.
Круговая тренировка состоит в основном из циклических и основных видах движений. Дети выполняют задания, двигаясь по кругу, от одной станции к другой. Такой вид гимнастики требует от ребенка высокого уровня самостоятельности и проводится в основном в старшем дошкольном возрасте.
Мультигимнастика - комплекс упражнений, который записан в видеоформате как подборка из мультфильмов, включающая движения мультгероев под музыку. Ее комплексы могут строиться на видеозаписи упражнений, выполняемых детьми из данной возрастной группы и дополненные различными спецэффектами.
Все перечисленные формы утренней гимнастики с успехом решают поставленные задачи – формировать интерес и ценностное отношение к занятиям физкультурой.
Целесообразно через 2-3 месяца возвращаться к изученным комплексам, дополняя их предметами или обновляя. Один комплекс используется 15-20 дней.
Необходимо всегда помнить, что не нужно слишком усердствовать — все-таки утренняя зарядка для ребенка должна быть если и не удовольствием, то уж точно не экзекуцией и не проверкой на прочность.
Комплекс ритмической гимнастики «Солнышко лучистое любит скакать».
(младший возраст)
Вступление. Ходьба на месте.
1 куплет.
«Поднимание рук»
И. п. - о. с., руки внизу. В. - поднять руки вперед, вверх, в стороны, опустить.
«Повороты»
И. п. - о. с. руки на поясе. В. - поворот влево (вправо, руки развести в стороны.
Припев.
«Прыжки»
И. п. – о. с., руки на поясе. В. - прыжки ноги вместе. Ходьба на месте.
2 куплет.
«Наклоны в стороны»
И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. В. - наклон туловища влево (вправо)
«Мы танцуем»
И. п. - о. с., руки на поясе. В. - одновременно поднять ногу, поставить на пятку влево, рукой показать на носок, вернуться в и. п., тоже вправо.
Припев - повторить.
3 куплет.
«Приседание»
И. п. - о. с., руки на поясе. В. - присесть, руки вперед, вернуться в и. п.
«Наклон вниз»
И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. В. - наклон вперед - вниз к левой ноге, руки к носкам, вернуться в и. п.
Припев – повторить.
Проигрыш.
«Хлопок по коленям»
И. п. - о. с. В. - поднять вперед левое (правое) колено, сделать хлопок по ноге.
«Поглядим по сторонам»
И. п. - ноги шире плеч, руки опущены. В. - потянуться влево (вправо) посмотреть вдаль, руку приставить ко лбу.
Припев – повторить.
Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки
(подготовительная группа)
Гимнастика проводится на улице в теплое время года.
• Ходьба в спокойном темпе (30 сек);
• с высоким подниманием колен (15 сек);
• ускоренная ходьба (30 сек);
• бег в спокойном темпе (15 сек);
• с ускорением (15 сек);
• ускоренная ходьба (30 сек);
• спокойная ходьба (30 сек);
• дыхательные упражнения.