Ирина Хурсулова
Консультация «Нетрадиционное оздоровление детей через психогимнастику»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное оздоровление детей через психогимнастику
Пояснительная записка.
Основная задача нашего детского сада, в принципе, как и любой другой образовательной организации – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Так же задачей каждого педагога является индивидуально подготовить ребенка дошкольного возраста к его самостоятельной жизни, предоставив ему все необходимые знания и развив у него все необходимые навыки и умения, воспитав определенные положительные привычки. В настоящее время проблема здоровья ребенка дошкольного возраста достаточно актуальна, очень распространена и вызывает волну тревожности.
Публикация «Консультация „Нетрадиционное оздоровление детей через психогимнастику“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей. И хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника, поиск эффективных методик в этой области продолжается. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ. Вот почему одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование инновационных оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Особое внимание в детском саду уделяется укреплению психоэмоционального здоровья детей, для этого в своей практике мы используем нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Дети должны почувствовать и понять значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в коллективных играх и развлечениях, в экскурсиях и мероприятиях.
Поэтому в свой педагогический арсенал я решила включить психогимнастику. Именно она, наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основные достоинства психогимнастики :
• игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
• сохранение эмоционального благополучия детей;
• опора на воображение;
• возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики :
• опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
• преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
• снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
• создание возможности для самовыражения;
• развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
Задачи психогимнастики :
• дети приобретают навыки ауторелаксации;
• обучаются технике выразительных движений;
• тренируют психомоторные функции;
• воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;
• корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;
• избавляются от эмоционального напряжения;
• учатся распознавать эмоции и управлять ними.
Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:
• относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;
• каждого ребенка принимать таким, какой он есть;
• не допускать упреков и порицаний за неуспех;
• занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;
• давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
• развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
• создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;
• постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Уточню, где и как я использую психогимнастику :
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной) .
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию.
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Также я включаю психогимнастические комплексы в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Показания к проведению:
детям с чрезмерной утомляемостью;
-истощаемостью;
-непоседливостью;
-вспыльчивым;
-замкнутым;
-с неврозами;
-легкая задержка психического развития;
-и с другими, нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Очень важно, чтоб педагог детского сада начинал рабочий день в хорошем настроении. Поэтому, просыпаясь утром, я внушаю себе: «Я спокойна, я доброжелательна». Всё у меня сегодня будет хорошо, и к детям иду с хорошим настроением. Каждое утро мы начинаем с зарядки, которая заканчивается психологической установкой на целый день. Дети громко и четко проговаривают:
Я здоровый, я красивый,
Я счастливый и любимый.
Много у меня друзей –
В моей жизни все «о'кей».
Я веселый, я счастливый,
Озорной, любимый, милый.
Быстро я всему учусь,
В жизни я всего добьюсь.
Я рожден, чтоб быть счастливым!
Я расту и познаю:
В этом мире все едино,
Я любим и я люблю!
Определить верный путь по использованию психогимнастики в условиях детского сада мне помогли идеи Е. А. Алябьева, А. А. Осиповой, М. И. Чистяковой, которые придавали огромное значение психогимнастике, способствующей гармоничному развитию ребенка.
Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:
Пахальян, В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей. / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. - 2002. - №5 – 6. – С. 23 – 29
Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду : Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2002
Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушина. — М. : Генезис, 2004. —175 с.
Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков. / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 256 с.
Комплексы психогимнастики для детей старшей группы
Для индивидуальной работы с детьми.
1.«Драка» (индивидуально)
Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились? Ты хочешь подраться? Это хорошо? Давай я тебе помогу успокоиться. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. «Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
2.«Разговор с руками» (индивидуально)
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
Содержание: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому - нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.
-Кто вы? Как вас звать?
-Что вы любите делать?
-Чего не любите?
-Какие вы?
Если ребенок не подключился к разговору, проговорить диалог самой. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней или сегодняшнего вечера они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
3. Упражнение «Два барана»
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «бе-бе-бе». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
Упражнения для снятия напряжения, агрессивности.
1. «Дружба»
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:
Все играли и дружили, и вдруг игру не поделили.
Напряглись, взглянули грозно.
Лоб нахмурили серьезно
Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.
Все пошли уже в атаку.
Вот сейчас начнется драка.
/Дети делают глубокий вдох, задерживают дыхание, локти прижаты к туловищу/
П-г: Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разняться.
Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга.
2.«Доброе животное»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Участники берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!»
Все прислушиваются к своему дыханию и к дыханию своих соседей.
«А теперь послушаем вместе»
Вдох – все делают шаг вперед,
Выдох – шаг назад.
Так дышит доброе животное, а вот так ровно бьется его большое доброе сердце (топаем тихо ногами 3 раза с паузами).
3.«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
4."Шалтай-болтай"
Цель: Снять напряжение.
Дети садятся на пол и качаются из стороны в сторону, опираясь то на правую, то на левую руку попеременно. Приговаривают:
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Шалтая-болтая, Шалтая-болтая
Поднять.
5.«Потянулись-сломались»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся вверх, выше, выше… Мысленно отрываем пятки, чтобы стать еще выше (пятки не отрываем от пола). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи. Повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол…. Лежим расслабленно, безвольно, удобно…. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его.
6."Камень и путник".
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать"камнями", а другим "путниками". Дети, которые изображают камни, спускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно. Каждый из "путников" садится, опираясь спиной на спину ребёнка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями. По окончанию воспитатель спрашивает детей : какие были "камни" - удобные или неудобные, твёрдые или мягкие?
7.«Поза покоя»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Инструкция: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза» (ведущий
продолжает медленно, тихим голосом) :
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно! (пауза 1-2 мин.).
- А теперь сжали руки в кулаки, разжали, сделали глубокий вдох, выдох и открыли глаза.
Упражнения для активизации детей, снятия усталости.
1.«Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
2. «Зайки и слоны»
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?.» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра.» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
3.«Прогулка в лес»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Воспитатель приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения воспитателя:
- идут тихо, на цыпочках; чтобы не разбудить медведя;
- перешагивают через валежник;
- боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива;
- осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручей;
- прыгают по кочкам в болоте;
- наклоняются, собирая грибы и цветы;
-тянутся вверх за орехами и прочее.
Я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес. Вы готовы? Вставайте друг за другом и в путь (дети идут за воспитателем и приходят в воображаемый лес).
Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Послушайте, как поют птицы, как жужжат насекомые, как шуршат листья под ногами, какой здесь чистый воздух! Давайте сделаем глубокий вдох, выдох.
Ребята, скажите глазами и улыбкой, что Вы рады видеть друг-друга в этом чудесном лесу!
Молодцы!
Посмотрите, около огромного дума спит медведь, давайте буде идти тихо-тихо (на носочках, чтобы не разбудить его. А дальше нам путь преградили огромные брёвна, давайте перешагнём через них. Молодцы! Ребята, нам предстоит пройти по узенькой дорожке, вокруг которой растёт крапива. Следуйте за мной! Осторожно! Впереди нас ждёт ещё одно препятствие - это шаткий мостик, перекинутый через ручей, а за ним болото. Аккуратно, сохраняя равновесие, мы пройдём через мостик, а чтобы пройти через болото, будем прыгать по кочкам! Какие Вы смелые и отважные!
Ребята! Посмотрите, там за грибочками кто-то прячется. Это гномики! Какие же они грустные. Развеселим их? (психолог читает стихотворение, а дети мимикой и жестами изображают гномиков)
Сначала они удивились
Потом глубоко возмутились
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись
Как мышь на крупу все надулись
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи
В лазах опечаленный вечер
И слёзы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнёт нежно-гладкой
И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись
Как будто от сна все очнулись
Запрыгали и закричали
Ура! Мы весёлыми стали!
Умнички, ребята! Гномики остались весёлыми и довольными.
4. Упражнение «Рубка дров»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Эту игру особенно хорошо проводить после того, как ребенок долго занимался сидячей работой. Она поможет избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости.
«Ребята, знаете ли вы, как нужно рубить дрова? Как нужно держать топор? В какой позе удобнее стоять? Куда обычно кладут бревно? Хотите, попробовать? Тогда берите топоры и приступаем».
Позаботьтесь о том, чтобы вокруг было достаточно свободного места. Пусть ваш маленький дровосек рубит дрова, не жалея сил. Порекомендуйте ему выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. Полезно издавать при этом вместе с выдохом какие-то звуки, например, говорить «Ха!».
5. Упражнение «Смена ритмов»
Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.