Юлия Строганова
Дидактические пособия для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация дидактического пособия
«Нетрадиционное дидактическое пособие для развития речи»
Подготовила:
учитель — дефектолог Строганова Ю. Ю.
г. Оренбург - 2022 г.
Публикация «Дидактические пособия для развития речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Речь — это прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. Речь сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском обществе. Именно поэтому речевое развитие занимает важное место в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя?
Развитие речи детей дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики рук. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывают быстрому реакции. Эффективным в развитии мелкой моторики у дошкольников является использование нетрадиционных форм. Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, вызывая интерес, желание поиграть с новыми для детей атрибутами формируется у детей радость творческих открытий, решаются коррекционно-образовательные задачи, направленные на развитие мелкой моторики В качестве нестандартного оборудования можно использовать:
-массажные мячики;
- массажные колечки;
- прищепки;
-щётки;
- резинки для волос;
-бусины;
-пуговицы;
- медицинские пипетки;
- шестигранный карандаш;
- катушки;
- камешки марблс;
- бигуди;
- счетные палочки.
Очень важно использовать нестандартное оборудование грамотно, продуманно. Оно должно отвечать гигиеническим, анатомо- физиологическим, психическим, эстетическим и другим требованиям, которые соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.
На сайтах представлено множество игр и упражнений с использованием различных предметов. Сегодня я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения с использованием нетрадиционного оборудования, которые имеются в нашей группе.
Массажные мячики и колечки
Одной из нетрадиционных технологий развития познавательной активности на речевых занятиях является Су-джок терапия («Су» — кисть, «Джок» — стопа). Массаж специальным шариком, массаж эластичным кольцом. Эта терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Массаж можно проводить под стихотворное сопровождение.
Игры с прищепками
Упражнения с прищепками направлены на развитие мелкой моторики, творческого воображения, способствуют расширению и активизации словаря, развитию памяти и внимания. Варианты игр и прищепками: «Чей хвост?», «Добавь чего не хватает», «Кто чем питается?» и др.
Игры с резинками для волос.
Данное нестандартное оборудование можно использоваться в совместной и самостоятельной деятельности детей. Материал представленный в играх не сложный и не требует больших финансовых затрат, может быть использован воспитателями, психологами, учителями- логопедами, дефектологами и родителями. Применение цветных резинок в работе с детьми можно начинать с раннего возраста. Они безопасны, способствуют развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, цветового восприятия. Детям можно предложить надевать на указательный палец или палочку резинки одного цвета, раскладывать резинки по коробочкам или тарелкам в соответствии с цветом. Для детей постарше задания усложняются. Ребятам предлагается выполнить задание по карточкам, по словесной инструкции. В старшем дошкольном возрасте разноцветные резиночки можно использовать при работе над звуковой культурой речи, над слоговой структурой слова.
Самомассаж шестигранным карандашом
Упражнения можно проводить индивидуально, а также использовать, как элемент группового занятия.
Самомассаж способствует
• Развитию мелкой моторики;
• Активизирует речевое развитие;
• Оказывает тонизирующее воздействие на головной мозг;
• Совершенствует психические процессы: внимание, память, воображение;
• Снимает тревожность и нервное напряжение.
Пиши - стирай
Это тренажёр по формированию графо — моторных навыков, развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста. Подойдет для дошкольников от 3 до 7 лет. Ребятам можно предложить готовый образец для повторения, а таюке дать волю фантазии.
Камешки марблс
Применение камешков «марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс — это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Они имеют разнообразную цветовую гамму. Камешки марблс являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста.
Этот материал позволяет решать широкий спектр задач:
• Развивать мелкую моторику;
• Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
• Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;
• Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие.
Игры с решеткой дпя мойки помогают развивать сенсорную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют развитию речи, творческих способностей, усидчивости. Предлагаем ребёнку сплести коврик, вдевая ленту в окошки «сверху —вниз», «по диагонали», «заплести косу». Дети кладут решетку на колени или на стол, «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решётки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
Шел по лесу добрый гном
С разноцветным колпачком.
Шел и песню напевал,
И вразвалочку шагал.
Так же важной частью речи является речевое дыхание. Оно участвует в создании голосового звучания. Для развития правильного речевого дыхания можно использовать такие игры и упражнения, как: «Снегопад», «Листопад», «Кит».
Игры и упражнения, тренажёры для дыхания способствуют в игровой форме формировать главный длительный выдох, развивать речевое дыхание. Не забываем о том, что дыхательные упражнения быстро утомляют и могут вызвать головокружение. Играем 3-5 минут с перерывами на отдых. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями) Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.
В своей работе я использую многофункциональное пособие «Теремок», которое направлено на развитие моторики, речевого дыхания, звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, связной речи.
При работе с чистоговорками я использую Пушистика.
-Ами, ами, ами — очень рада встречи с вами!
В завершении хочется ещё раз отметить, что нетрадиционное использование предметов:
-стимулирует умственную деятельность;
-повышает у детей мотивацию к обучению;
-способствует хорошему эмоциональному настрою;
-повышает общий тонус;
-снимает психоэмоциональное напряжение;
-координирует движения пальцев рук;
-расширяет словарный запас;
-приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.