Дарья Разакова
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в средней группе «Граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
«Занятие "Нетрадиционная техника рисования "Граттаж"»
Тема занятия : Нетрадиционная техника рисования «Граттаж».
Тип занятия : комбинированный;
Вид занятия : решение творческих задач;
Форма урока: урок-эксперимент;
Цель: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических
материалов;
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в средней группе „Граттаж“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике – граттаж (процарапывание основы острым предметом для получения изображения);
развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника;
развивать умение любоваться природными формами и переносить их в декоративные;
воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой;
формировать композиционные навыки.
Материал:
основа под граттаж;
зубочистки;
жесткая кисть или зубная щётка;
шаблон вазы;
кроссворд;
изображения цветов;
карточки с этапами выполнения работы.
Музыкальное сопровождение:
П. И. Чайковский “Вальс цветов”.
Предварительная работа:
Подготовка основы.
Ход занятия.
Организационный момент.
Сообщение темы и задач занятия.
-Ребята, мы продолжаем изучать различные нетрадиционные техники, и сегодня на занятии мы познакомимся с такой графической техникой, как Граттаж.
Слайд №1.
3. Вводная беседа.
-Итак, давайте для начала определим, какое же искусство мы называем графикой. Как вы думаете? Давайте посмотрим на изображение. (Слайд 2) Вы видите определение, прочитайте его пожалуйста. Теперь мы все имеем представление о том, что такое графика. (Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги. Добиться выразительности можно даже при использовании только черного цвета и белого (без серых и др.). Именно поэтому графику часто называют искусством чёрного и белого. Цвет тоже может использоваться, но не так смело, как в живописи (где он главный).
Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковка, плакат графики, а в последнее время – компьютерная графика – все это её разновидности.)
Одним из самых выразительных средств в графике является штрих. Вспомним, что же такое штрих. (Слайд 3) (Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений линий штрихи могут быть разными. Прием работы штрихом называется штриховкой)
- Мы с вами вспомнили основные термины графики, теперь вернемся к самой теме нашего занятия. Итак, что же такое Гратаж? Может быть, кто-то знает? Может, вы уже где-то встречались с ним?
Слайд № 4
- Итак, давайте узнаем точное определение этого термина. (Граттаж — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью).
-Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. Затем начинается создание рисунка – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона.
Слайд № 5-7.
-Теперь давайте рассмотрим работы, выполненные в этой технике. С помощью, каких средств достигается выразительность в работах? Штрих, пятно или линия?
- Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х г.
Слайд №8.
- Посмотрите, работы в технике граттаж могут быть черно-белыми и цветными.
4. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, какие материалы необходимы, чтобы сделать цветной граттаж?
- Правильно нам понадобятся восковые мелки. А кто может сказать как сделать черно- белый граттаж?
- Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов. На прошлом занятии вы готовили основу. Давайте вспомним, как вы это делали и выстроим последовательность вашей работы с помощью карточек на доске.
Слайд №9-11.
- раскрашиваем бумагу хаотичными цветными пятнами;
- покрываем воском;
- закрашиваем чёрной краской;
- процарапываем – создаём рисунок.
- Скажите, а как вы будете работать, если вместо цветной краски у вас будут восковые мелки?
- Правильно, вы не будете покрывать воском цветную основу, ведь в мелках уже есть воск.
5. Уточнение темы занятия.
- Ребята, как вы думаете, обрадуются ли ваши мамы, если вы им вдруг без повода, просто так, подарите подарок сделанный своими руками?
- конечно же они будут приятно удивлены таким сюрпризом. И сегодня вы сделаете такой подарок для своих мам сами, а выполнен он будет в технике граттаж.
- А что бы узнать, что же вы изобразите для своих мам в такой необычной технике, вам необходимо разгадать кроссворд.
Кроссворд
1. Светлый миг, что был когда-то прожит,
Дружескую, ласковую речь,
Эпизоды милых, теплых встреч.
Мелкий голубой цветок поможет
Постоянно в памяти беречь. (Незабудка)
2. На зеленой хрупкой ножке,
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал.
И развеял этот шар. (Одуванчик)
3. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белого лучи. (Ромашка)
4. В розовой головке
Спрятаны медовки.
Слева, справа-три листа,
Много братцев у цветка.
А для пчёлки на обед
Ничего вкуснее нет. (Клевер)
5. Белые, бордовые,
Пестрые, лиловые.
Осенние предвестники,
Ромашек летних крестники. (Астры)
(В результате отгадывания загадок по вертикали можно прочитать слово “букет”).
– Сегодня мы с вами будем рисовать букет цветов в вазе.
– Любой подарок будет очень приятен, но букету цветов будут рады все, особенно женщины. А как вы думаете, почему?
- На день рождения, на юбилей,
В подарок любимой маме своей,
На празднике в школе, на именины
Мы дарим гвоздики и георгины,
Нарциссы, тюльпаны и алые розы.
И веточки желтой, пушистой мимозы.
Приносит нам радость красивый букет:
Впитали цветы теплый солнечный свет,
И звезд, и небес, и земли красоту,
Душевную щедрость и доброту.
– Цветы привлекают нас своим внешним видом и разнообразием, а некоторые привлекают своим нежным запахом.
– У каждого цветка, как и у нас, людей, есть свой характер. Вот, например, роза-это очень гордый цветок, она считает себя королевой всех остальных цветов. Гвоздика – тоже очень строгая и серьезная. А вот подснежник, наоборот, очень нежный и добрый. Нарцисс-весельчак, василёк – скромный цветок, ромашка – обаятельна. (На доске вывешиваются изображения цветов).
– Во все времена поэты посвящали цветам свои стихотворения, художники изображали цветы в своих картинах, а композиторы сочиняли про них музыку.
-Вот послушайте отрывок из произведения П. И. Чайковского “Вальс цветов”.
(Звучит “Вальс цветов”)
– Какие цветы вы представили себе, слушая эту чудесную музыку?
– Да, всё это правильно. Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки.
Давайте, и мы с вами тоже выполним “цветочную зарядку”.
6. Физминутка.
“Цветочная зарядка”.
Говорит цветку цветок: Дети поднимают и опускают руки
“Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку. Дети шагают на месте, высоко
Да притопни ножкой. Поднимая колени
Да головкой покачай – Вращение головой
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – Наклоны туловища
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхни и успокойся. Встряхивание кистями рук
Наконец готовы все
День встречать во всей красе”.
7. Самостоятельная работа детей.
- Итак, вы уже подготовили основы для своих работ, вспомнили как это делали. А теперь вам предстоит самостоятельно процарапать свой букет цветов. Вспомните, какие цветы любят ваши мамы, возможно в свой рисунок вы добавите какие-то необычные элементы, украсите вазу, сделаете подарок необычным.
– В помощь вам на столах лежат шаблоны ваз – вы можете ими воспользоваться. Зубочистки и палочки – в стаканчиках. Итак, вы можете приступать к работе.
Во время работы педагог следит за осанкой детей, даёт некоторые рекомендации.
8. Рефлексия.
Все работы вывешиваются на доске.
- Понравилось ли вам работать в технике граттаж?
- Что такое граттаж?
- Какими инструментами можно работать в этой технике?
- Как еще можно выполнять граттаж, если нет восковых мелков?
- А как вы думаете, можно ли экспериментировать и что-то новое придумывать в технике граттаж?
- Обратите внимание на то, что работы получилисьочень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Вы все молодцы!
9. Итог занятия :
Заканчивается занятие чтением стихотворения З. Петровой.
Я пришёл сегодня к маме
С поздравленьем и цветами.
Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ.
И сказала, что цветы –
Небывалой красоты.
Эти маки, эти розы.
И ромашки, и мимозы,
Я не рвал, не покупал.
Я их сам нарисовал.
– Сегодня у вас получились чудесные букеты. Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Давайте подарим эти букеты вашим мамам, они никогда не завянут и будут радовать ваших мам долгое время.
10. Уборка рабочих мест.
-После такой хорошей работы необходимо убрать за собой рабочие места. Можете снимать свои работы и убирать все материалы. Спасибо за работу. До свидания! (контролирую процесс уборки рабочих мест