Крекотень Юлия
Конспект НОД «Гжель» с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
нетрадиционной техники «граттаж».
Цель: Формировать у детей интерес к народным промыслам, развивать творческие способности детей, используя нетрадиционные техники.
Задачи: Образовательные: продолжать знакомство с декоративной росписью в стиле Гжель, учить изображать элементы росписи при помощи нетрадиционной техники «граттаж»;
Развивающие: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, развивать интерес к народному творчеству, развивать речь детей, мелкую моторику рук;
Публикация «Конспект НОД „Гжель“ с использованием нетрадиционной техники рисования „граттаж“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Предварительная работа: беседы с детьми о декоративном прикладном искусстве, рассматривание иллюстраций по народному искусству, декоративное рисование на тему гжельской росписи.
Материалы: картонные стаканчики, пастель масляная, белая гуашь, кисть, простой карандаш, зубочистки или шпажки, салфетки для рук, презентация к занятию на тему «Эта удивительная сказка Гжели»
Словарная работа: граттаж, гжель, шпажка.
Автор. Крекотень Ю. В. Воспитатель МКДОУ Архиповский детский сад.
Примечание. Работа по созданию расписных стаканчиков в технике «граттаж» проходит в два занятия. На первом занятии знакомство с росписью Гжель, техникой «граттаж» и подготовка стаканчиков к росписи. На втором занятии процарапывание острым предметом по контуру.
Ход НОД: (1 занятие)
1 часть: Чтение стихотворения Стихотворение Л. Куликовой
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса…
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
- Ребята, посмотрите какая у нас необычная выставка посуды. Какую посуду вы здесь видите? (чашки, большие блюда, вазы для фруктов, чайники, сахарницы, молочники).
- Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? (Ответы детей).
- Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, который расположен на белом фоне.
-Это посуда расписана гжельским узором.
– Как вы думаете, как нужно обращаться с изделиями Гжели? Почему? (Аккуратно, бережно, чтобы не уронить, не разбить; следить за их чистотой – чтобы они долго дарили свою необыкновенною красоту).
2 часть: А сейчас мы поговорим о том, откуда взялась гжельская роспись и почему она так называется? Я предлагаю вам отправиться в удивительную сказку-быль. Закрыли глазки, представьте, что вы попали в мир удивительных творений народных умельцев. Глазки открываются, сказка начинается. Давным -давно, недалеко от Москвы, средь полей и лесов, стоял городок Гжель и жили -были там умные, красивые и умелые мастера на все руки. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину белую-белую и решили лепить из неё посуду разную, да такую, что свет не видывал Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосок, цветов, завитушек, точек, кружочков.
И по сей день стоит старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Давайте с вами вспомним все приметы гжельской росписи? Молодцы.
Воспитатель:
А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую!
– Но к работе могут приступить только настоящие мастера, а для этого нам нужно размяться.
Физминутка «Сеточки Гжели».
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как мы рисуем сетки гжель. (руки вниз и в стороны)
( Автор: Хирная Юлия Алексеевна)
3 часть. Дети, сегодня вы познакомитесь с новым способом рисования. Называется такой способ «граттаж».
Граттаж - это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом, для такого рисования нужно сначала подготовить основу. Для этого мы возьмём картонный стаканчик и раскрасим его масляной пастелью синего цвета. Затем на поверхность нанесём белую гуашь. Дадим ей высохнуть. На это потребуется некоторое время.
Сегодня мы с вами выполним подготовку наших стаканчиков.
Дети приступают к закрашиванию поверхности картонных стаканов пастелью, а затем покрывают всё белой гуашью. И выставляют их на просушку.
Итог 1 занятия. Беседа о том, что нового узнали сегодня. Какую работу выполнили.
НОД (2 занятие)
1. Вводная беседа. Восп. Сегодня мы закрепляем знания по теме «Гжель». И продолжаем практическую работу по росписи стаканов в технике «граттаж».
Давайте рассмотрим, что нам понадобится для работы: конечно же наши подготовленные стаканчики, зубочистки или шпажки, салфетки для рук.
Работа, которую мы будем сегодня выполнять, требует большой внимательности и аккуратности. Процарапывание по контуру нужно делать чётко, аккуратно. Одно неверное движение и рисунок испортится.
Но перед началом практической работы мы разомнёмся.
Физминутка «Сеточки Гжели».
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу)
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем «ставят» точки двумя руками)
Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как мы рисуем сетки гжель. (руки вниз и в стороны)
( Автор: Хирная Юлия Алексеевна)
2. Практическая часть. Дети приступают к работе.
3. Подведение итогов. - Спасибо, мастера, за ваше старание.
Давайте подведем итоги нашей работы:
- О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
- Чем отличается роспись гжель от других видов росписи?
-В какой технике мы изображали данную роспись на стаканчиках?
- Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
Выставка работ.