Татьяна Рыженкова
Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество для детей – это отражение восприятия окружающего мира и непрерывной душевной работы. Даже самые маленькие из них пытаются в играх, рассказах, лепке, рисовании, других видах деятельности выразить свои впечатления. Техники нетрадиционного рисования в этом отношении изобразительное искусство дает самые большие возможности. Рисование для детей – радостное и вдохновенное занятие, которое важно стимулировать, открывая для ребенка все новые и новые возможности для самовыражения.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Однако очень часто отсутствие навыков и элементарных знаний техники и приемов рисования карандашами и красками отвращает детей от этого занятия, поскольку получающийся в результате их усилий рисунок кажется им непривлекательным, не похожим на то, что хотелось изобразить. Использование нетрадиционных техник рисования - реальная возможность дать ребенку доступный и очень простой способ использования самых различных предметов в качестве материалов для художественного творчества. Работа с ними дает толчок к развитию художественного воображения, проявлению самостоятельности.
Овладение нетрадиционной техникой рисования способствует тому, что многие дети начинают любить рисовать, проявляя выдумку и фантазию.
Процесс рисования является хорошим средством, с помощью которого можно формировать у ребенка позитивное отношение к миру, снижать страхи и тревожность, развивать уверенность в себе, самооценку.
Принципы построения работы по нетрадиционной технике рисования :
постепенности и последовательности (от простого к сложному);
наглядности;
индивидуальности;
связь обучения с жизнью;
научности (сообщаются знания о форме, цвете, композиции и т. д.)
Здоровьесберегающие технологии тесно связаны с нетрадиционной техникой рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развить творческие способности. Использовать такие материалы, как: поролон, зубная щетка, деревянные палочки, целлофан, листья деревьев, овощные штампы, пряжа, парафин, песок, соль, гофре (креповая бумага) оракал (самоклеющаяся бумага, выдувание (с помощью трубочки от сока). Все это занимает детей и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (само клейкой, положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.
Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо- технологий.
Проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник :
-Развивает уверенность в своих силах
- Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изо техник.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста :
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (никтография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография