Ольга Рыбалко
Нетрадиционная техника рисования для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе
Свои впечатления и представления об окружающем мире ребёнок стремится выразить в деятельности. И огромные возможности для этого открывает такой вид изобразительного творчества, как рисование. В детском саду для полноценного художественно-эстетического развития дошколят в учебно-воспитательный процесс вводятся нетрадиционные методы рисования. Начиная со средней группы (дети 4–5 лет) на эти техники делается особый акцент.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования для детей 4–5 лет» размещена в разделах
В чём суть нетрадиционного рисования для детей 4–5 лет
Нетрадиционное рисование — способ изобразительной деятельности, не опирающийся на традиции этого вида творчества в том, что касается выбора материалов для нанесения краски, а использующий ватные палочки, пальцы, поролон, скомканную бумагу и пр.
В детском саду нетрадиционное рисование примечательно тем, что у всех) малышей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр. Кроме того, нетрадиционное рисование :
• тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи;
• развивает память, внимание;
• способствует развитию образного мышления;
• формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко взрослому, задают вопросы;
• воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.
Нетрадиционное рисование на отдельных занятиях, а также как вид работы на уроках разных учебно-воспитательных направлений в ДОУ помогает решить следующие задачи:
• расширить представления детей о способах изображения объектов;
• формировать заинтересованность в коллективной работе;
• практиковать работу с разными материалами — для воплощения творческой задумки дети рисуют с помощью ваты, ладошек, штампов и пр. ;
• активизировать творческие способности малышей, фантазию;
• создавать эмоционально положительный климат в коллективе (работа ребят выглядит игрой — чтобы лужайка была красивее, тычком ватной палочки они рисуют одуванчики, а изображая пальчиками капли дождя, приговаривают: «Дождик, дождик, кап-кап-кап»);
• воспитывать уверенность в своих силах.
Занятия нетрадиционным рисованием создают атмосферу доброжелательности в коллективе
Техники и методики нетрадиционного рисования для среднего дошкольного возраста.
Дети 4–5 лет неклассическими техниками рисования отрабатывают навыки, полученные в том числе и на обычных уроках:
• делают набросок границ изображения карандашом или красками;
• продумывают украшения — конфетти, пластилин, бусы и пр. ;
• дорисовывают недостающие элементы, например, разноцветные кляксы нуждаются в объединении в одну форму при помощи линий, сделанных карандашами или красками;
• закрашивают фон (если, к примеру, рисунок деревьев леса создавался в технике монотипии, задний фон и небо нужно прорисовывать отдельно).
Рисование пальцами (пальцеграфия)
Тактильные ощущения — это наряду со зрительными впечатлениями ведущий способ познания предметов и явлений вокруг. Поэтому пальцеграфии в детском саду уделяется особое внимание. Но если в младших группах дети делали точечные мазки, к примеру, рисовали горошины на зонтике, то в средней ребята учатся прорисовывать линии, пятна разного размеры, мазки, а также закрашивать те или иные элементы рисунка.
В начале года дети средней группы повторяют выполнение пальцами точек и тренируют навык делать круглые элементы
В средней группе вводится практика рисунка пальчиками по схеме. Педагог рассказывает, показывает и вешает алгоритм действий на доску, как отпечатками и точками-закорючками, сделанными карандашом, нарисовать зверушку или человечка.
Схемы поэтапного рисования пальцами представлены в книге И. Молнар «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками».
Для пальцеграфии обычно используется гуашь, так как она не требует разбавления водой, густая и даёт яркие оттенки. Однако можно применять и специальные гипоаллергенные краски для рисования пальцами, а также акварель. В работе с последней перед тем как опускать палец в краску, нужно смочить его водой или капнуть водички в контейнер с акварелью.
Методика рисунка пальчиками
Последовательность работы в технике пальцеграфии такая :
1. Опускаем палец в банку с краской.
2. Каждым пальцем набираем краски разных оттенков. Излишки убираем влажной салфеткой.
3. Кончиками пальцев наносим рисунок на лист.
4. После завершения работы моем ручки с мылом.
Ладошковая живопись
Как и в случае с рисованием пальцами, ладошковое рисование предполагает создание отпечатка и его дополнение при помощи кисточек. В средней группе отпечаток становится базой для создания различных объектов: птичек, листвы, рыб и пр. Кроме того, ладошками можно создавать такие элементы, как листья на деревьях, цветы в вазе, иголки ёжика и пр.
Методика рисунка ладошками
Для ладошковой живописи алгоритм выполнения рисунка будет следующим:
1. Опускаем ладошку в блюдце с краской. Во втором семестре дети учатся создавать разноцветные отпечатки одной ладонью, поэтому краска будет наноситься кисточкой, зажатой в свободной руке. Отработка навыка таких разноцветных отпечатков идёт на уроках по теме «Снегирь», «Бабочка» и др.
2. Плотно прижимаем ладошку к листу, если нужно слегка поворачиваем её по кругу, по горизонтали или по вертикали.
3. После завершения работы моем ручки с мылом.
Рисуя птиц ладошками, ребята добавляют детали, выполненные кисточкой — клюв, лапки
Комбинированная техника : пальцеграфия и ладошковая живопись
Для некоторых тем актуальным будет сочетание рисунка ладошками и пальцами. Например, для рисунков «Весёлые осьминожки», «Рыбки» и др. основная деталь, то есть туловище, выполняется ладонью, а глазки, чешуя прорисовывается пальцами.
Комбинированная техника позволяет отработать умение находить центр изображения, смешивать цвета и оттенки для получения необходимого тона, что помогает более точно передавать задумку.
Для изображения ёжика сначала рисуется туловище при помощи ладошек, а затем пальцами дополняются трава, нос и глаз
Рисунок тычком
Эта техника незаменима при создании «пушистых» или «колючих» образов. Иголки у ёжика, шерсть у котёнка, ёлочки, одуванчики — все эти образы приобретают особый колорит благодаря технике тычка.
Методика рисунка тычком
Для создания тычка:
1. Опускаем сухую кисточку с жёсткой щетиной в банку с гуашью.
2. Зажав кисть вертикально, делаем резкий удар по бумаге.
3. Прополаскиваем кисточку, промокаем салфеткой.
Тычок получается только сухой или полусухой кисточкой.
В рисунке тычком получаются очень естественные переходы оттенков
Монотипия
Эта нетрадиционная техника заключается в создании картинки путём отпечатывания части рисунка на чистой половине согнутого листа. В 4–5 лет через монотипию ребята начинают освоение пейзажей, с которыми будут работать в старших группах, тренируют умение находить середину объекта, развивают навык видения симметрии.
При этом так создаются не только симметричные, но и парные объекты. Для этого на одной половинке листа рисуется целое изображение, которое также целиком отпечатывается на второй стороне.
Методика монотипии
Для создания изображения в монотипии:
1. Сгибаем лист посередине — вертикально или горизонтально в зависимости от расположения изображаемого объекта.
2. Разгибаем и рисуем на одной половинке картинку.
3. Снова сгибаем лист, проглаживаем рукой.
4. Раскрываем и дополняем полученное изображение необходимыми элементами. Например, делаем голубой фон для речки, в которой отображается лес.
В рисунке леса, отражающегося в озере, дети после разворачивания листа дорисовывают зелёную полоску травы
Техника рисования зубной щёткой
Для получения объёмных, многослойных рисунков применяется зубная щётка. Набрав краску, проводим щёткой по листу, ориентируясь на замысел.
В средней группе рисунок зубной щёткой обычно сочетается с использованием метода тычка, аппликации или рисунком ватными палочками.
Рисунки зубной щёткой в средней группе обычно делаются на цветной подложке
Набрызг
Суть техники в том, что малыши набирают краску с помощью щётки или расчёски, и, направив её на лист, карандашом проводят по щетинкам, закрашивая таким образом пространство рисунка.
Для создания одноцветного изображения из нескольких элементов трафареты накладываются одновременно
В средней группе дети знакомятся с понятиями передний и задний планы. Для этого незаменимым помощником будет метод многослойного набрызга, который предполагает использование трафаретов.
Методика работы с многослойным набрызгом
Чтобы сделать многослойный набрызг:
1. Трафарет крепим к листу с помощью канцелярских скрепок.
2. Берём щёткой краску.
3. Делаем набрызг.
4. Накладываем другой трафарет.
5. Делаем набрызг другого цвета.
6. Снимаем трафареты — образ получился объёмным, многоплановым.