Светлана Попова
Нетрадиционная форма работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
К традиционным формам работы с родителями относятся :
родительские собрания,
индивидуальные консультации педагога,
посещение на дому.
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить :
тематические консультации,
родительские чтения,
родительские вечера,
тренинги,
круглый стол.
По результатам опроса родителей, были определены наиболее желаемые темы для обсуждения:
Темочки:
1. «Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании»
«Тревожность детей. К чему это может привести?»
2. «Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления»
3. «Грубость и непонимание в семье»
4. «Талантливый ребенок в семье»
5. «Три поколения под одной крышей. Проблемы общения»
6. «Агрессия в дошкольном возрасте»
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – это праздники общения с родителями друга твоего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит собственный ребенок и жизнь.
Примерные планы родительских вечеров :
1. «Год рождения ребенка, – каким он был?»
2. «Каким я вижу будущее моего ребенка?»
3. «Друзья моего ребенка»
4. «День рождения нашей семьи»
5. «Песни, которые поют наши дети и пели мы»
Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими:
• «Детские гримасы»,
• «Любимая игрушка»,
• «Мой сказочный образ»,
• «Воспоминания детства» и др.
Родительские тренинги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.
Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в блоке и дома.
По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
• Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
• Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;
• Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.
Чтобы родители воспитанников захотели придти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п. ;
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.
Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям и не всегда будут иметь положительный результат. В практике педагогов используются нетрадиционные формы проведения собраний.
Среди них:
Педагогическая мастерская, организационно – деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.
В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.
Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.
Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял (а, что
Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.