Татьяна Калугина
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
В конце сентября- начале октября я провожу первое родительское собрание. На нем я рассказываю о речевых нарушениях у детей, уточняю цели работы и знакомлю с программой. Основная задача на начальных этапах работы с родителями-формирование и стимуляция заинтересованного, активного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Для этого обосновывается необходимость логопедической работы, объясняется родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык-это орудие мышления и познания, а речь-способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь-значит, повышается уровень развития мышления.
Публикация «Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой. Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение, внятность речи (не говоря уже об исправлении таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и др., то в школьном возрасте трудности значительно возрастут: ребенок станет комплексовать при ответе учителю, при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении- агрессивность, либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости.
Также рассказываю о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекции, обращаюсь к родителям с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному прогрессу в исправлении дефектов речи (привожу конкретные примеры последствий отсутствия помощи родителей и тесного их сотрудничества с логопедом). Проводится обучающий семинар-практикум (показываю артикуляционную гимнастику для постановки различных групп звуков, знакомлю с необходимой дидактической литературой, по которой будем работать- тетради Теремковой Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет с ОНР», С. А. Васильевой «Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников», прописями.).
Обязательно на первом собрании прослушиваем аудиозапись речи детей, чтобы сравнить ее с записью речи детей в конце учебного года.
Представляю первое нетрадиционное родительское собрание:
Родительское собрание «Давайте познакомимся»
Цель: Познакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.
Оборудование: Столы и стулья, расставленные полукругом, магнитофон с записью речи детей, экземпляры договора о сотрудничестве для каждого родителя, бумага, ручки, вырезки из журналов с различными животными и сказочными персонажами.
Ход собрания:
Логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Давайте познакомимся! Меня зовут Татьяна Владимировна. Но вы еще не знаете друг друга. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: «Я, Елена Александровна, мама Печенко Лёни»(Следующий по кругу называет свое имя-отчество предыдущего родителя, имя его ребенка и называет свое имя и имя ребенка. Завершает круг логопед, называя имена и отчества всех родителей, имена и фамилии всех детей). Мы познакомились. Теперь, уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание :обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони приклейте символ- кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).Затем мы прослушаем аудиозапись с ответами детей на вопрос: Кого вы любите? И Кем вы себя считаете в семье?
После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо! А сейчас все вместе расскажем о чувствах, испытываемых к своим детям. (Ответы родителей по заданию).
Включается аудиозапись с ответами детей (Сравниваем с ответами родителей)
Вы услышали, что самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка-это родители. Потребность в родительской любви самая сильная. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании дошкольного учреждения, потому что понимаем: без союза с семьями воспитанников, без вашей поддержки и помощи воспитание и развитие детей, создание для них уютной и радостной обстановки невозможно. Каким должен быть наш союз? Что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в МДОУ была радостной, насыщенной и интересной? На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим.
Наша группа называется речевой или логопедической именно потому, что на всех занятиях логопед и опытные воспитатели работают над исправлением речи ваших детей; при этом каждому ребенку обеспечен индивидуальный подход.
Уважаемые родители, мне очень приятно, что вы понимаете: речь детей спонтанно не исправляется. Анкетирование показало, что всем вам известны трудности в речи своих детей. На консультации в логопедическом кабинете каждый познакомился с речевым диагнозом вашего ребенка, планом работы логопеда по исправлению звукопроизношения, формированию грамматически правильной речи, расширению словарного запаса и умению пересказывать и составлять самостоятельные рассказы. Воспитатели речевой группы и логопед поддерживают тесную взаимосвязь.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по рисованию, лепке, аппликации, математике они закрепляют лексические темы, пройденные детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях, следят за правильным звукопроизношением. На вечерних занятиях по заданию логопеда делают с детьми артикуляционную гимнастику, закрепляют речевой материал.
Общеизвестно, основное воспитание ребенка происходит в семье. Хорошо, дорогие родители, что вы знаете трудности, интересы и потребности своих детей. Но анкетирование показало: к сожалению, вы уделяете мало времени общению с детьми и редко занимаетесь с ними исправлением речи. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте ежедневно утром приносить логопедическую тетрадь с выполненным заданием в детский сад, а вечером брать ее домой. В пятницу не забудьте листы с домашним заданием. В выходные следует заниматься по нескольку раз в день.
Итак, чтобы исправление речи ваших детей было результативным, необходимо тесное сотрудничество родителей и логопеда. Мои занятия открыты для вас: посещайте их, интересуйтесь, спрашивайте! На еженедельных консультациях в логопедическом кабинете вы сможете наблюдать различные этапы индивидуальных занятий, видеть постепенное продвижение своих детей к лучшим результатам, станете сами принимать участие в педагогическом процессе.
Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.
Приведу пример. Встречаю мальчика, который три года назад посещал речевую группу и был выпущен психолого-медико-педагогическим консилиумом в массовую школу с диагнозом: «Речь в норме!»Мальчик приветствует меня так: «Здгаствуйте, Татьяна Владимиговна!»Удивляюсь, почему искажает звук «р»:он ушел из логопедической группы с чистой речью. «А мне так удобнее, и маме некогда меня исправлять.» Обидно! Жалко времени и сил, потраченных логопедом и воспитателями! И все потому, что родители не пожелали продолжить коррекционную работу.
Каков же вывод? Только совместные усилия логопеда, родителей и воспитателей дадут желаемый результат.
Далее проводится «Игра с мячом». Цель- закрепить знакомство родителей и логопеда друг с другом; выявить интересы и увлечения родителей; создать родительский комитет. Каждый по кругу повторяет свое имя и отчество, называет профессию и увлечение. Например: «Я, Елена Александровна, люблю шить». Далее ведущий-воспитатель (стоит в круге) кидает мяч, называя своего адресата по имени и отчеству и увлечению; тот ловит мяч и кидает другому. Кто ошибается, должен заново назвать всех по кругу.
После игры проводятся выборы родительского комитета; при этом учитываются таланты и увлечения каждого. Воспитатели объясняют, какой помощи они ждут от родительского комитета.
На первом родительском собрании (иногда на консультациях в кабинете логопеда еще до собрания) родители подписывают договор о сотрудничестве логопеда и родителей речевой группы. Этот договор не имеет юридической силы, но накладывает на родителей ответственность за исправление недостатков звукопроизношения своего ребенка и обязует семью ребенка с недостатками речи помогать логопеду в коррекционной форме.