Галина Федосеева
Проект «Неразлучные друзья — взрослые и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Неразлучные друзья – взрослые и дети»
Тип проекта : практико – ориентированный;
Характеристика проекта :
• по срокам реализации: долгосрочный;
• по целевой установке и доминирующему методу: общественно – значимый, информационный, познавательный, игровой;
• по характеру содержания и составу участников: групповой, включает детей группы и их родителей;
• по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьей;
Тематическое поле: «Взаимодействие с семьёй»
Публикация «Проект „Неразлучные друзья — взрослые и дети“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Постановка проблемы. Актуальность. Условия для решения проблемы.
Неразлучные друзья – взрослые и дети?
Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Дружба в семье? Звучит непривычно. Когда дружить? Как? По данным социологов, в нашем «продвинутом» XXI веке наблюдается кризис семьи, заключающийся в том, что семья всё меньше выполняет свою главную функцию – воспитательную. Работающая женщина уделяет воспитанию детей не более 6-7 минут в сутки. В выходные дни около 30 минут. А современная жизнь, особенно в городах, настолько интересна и разнообразна, что для удержания детей в семье родители должны наполнить его очень богатой и интересной жизнью. В семейном воспитании происходит развитие физических сил, умственных способностей, выработка норм нравственности. Именно семья формирует личность ребёнка с первых дней жизни. История подтвердила, что великие крушения и исчезновения народов начинались с разложения семьи.
Василий Зеньковский (профессор, протоиерей) отмечал, что брак имеет три стороны: биологическую, социальную, духовную. Все три стороны образуют целостное единство. В этом единстве расцветают все лучшие силы. Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства, кровное содружество. Что необходимо, чтобы это содружество было прочным?
• Атмосфера любви и взаимного уважения;
• Наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребёнка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом;
• Регулярный, радостный общественно – полезный труд в присутствии ребёнка;
• Гармоничное развитие всех способностей ребёнка;
• Соблюдение принципа постепенности и последовательности;
Свою роль, как педагога, как представителя детского сад я вижу в организации такого взаимодействия с семьями своих воспитанников, которое способствует: укреплению института семьи через формирование компетентности родителей в вопросах воспитания детей (цель проекта)
Важнейшим элементом системы воспитания ребёнка дошкольного возраста, с помощью которого можно решать многие задачи воспитания и образования, является игра. С другой стороны игра – принадлежность дошкольного периода, с помощью которого реализуется стремление детей участвовать в жизни взрослых. Детская игра это особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического процесса.
Согласно теоретическим основам отечественной психологии именно с помощью игры закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребё нка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся : общению и взаимодействию с другими людьми, терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности. Часто взрослые понимают под игрой потеху, развлечение и не видят в ней серьёзного смысла. Чтобы достигнуть поставленной цели необходимо:
• Показать родителям значение игры в воспитании и развитии ребёнка (повысить компетентность родителей в данном вопросе).
• Активизировать родителей в развитии, воспитании ребёнка через игру, в обогащении развивающей среды группы и семьи.
• Через содержание различных мероприятий убедить родителей в сохранении и укреплении добрых семейных традиций (задачи, направленные на родителей).
• Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам игры.
• Научить детей играть в дидактические и настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
• Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, умение подчинять свои интересы определенным правилам; (задачи, направленные на детей).
• Обобщить и транслировать положительный опыт по реализации проекта среди педагогов ДОУ (задачи, направленные на педагогов).
Прогнозируемым результатом будет:
Родители получат новую полезную информацию, научатся использовать её. Вырастет воспитательный потенциал семьи. Родители познакомятся со структурой игры, функциями, будут активно взаимодействовать с детьми и сотрудничать с педагогами. Родители создадут дома условия для игр детей, научатся отбирать нужный материал. Приоритетным будет развитие физических сил, развитие умственных способностей, выработка норм нравственности.
Дети : в ролевой игре: обогатится опыт и знания о предметном мире, о труде взрослых. Дети перед игрой научатся договариваться о том, какой замысел и как они будут его воплощать. Игра окажет влияние на развитие воображения и творчества, а так же на воспитание уважения к труду, желания трудиться.
В дидактической игре: возникнет интерес к дидактическим играм. Дети научатся действовать по плану, правилам, что является одной из предпосылок учебной деятельности. Игра окажет влияние на развитие речи, психических процессов. Детям будет интереснее и легче овладевать учебным материалом.
В подвижной игре дети научатся действовать по правилам, взаимодействовать друг с другом. Игра станет средством развития коммуникативных навыков детей.
Педагоги приобретут опыт проектной деятельности; научатся сотрудничать с родителями; проанализировав опыт работы над проектом, учтут ошибки и поставят задачи на следующий год; будут транслировать положительный опыт проектной деятельности и те материалы, которые будут наработаны в ходе реализации проекта.
Состав участников проекта :
• Дети
• Родители
• Воспитатели группы
• Педагог – психолог
• Музыкальный руководитель
Конечный продукт:
Домашняя игротека;
Обогащенная предметно – развивающая среда в группе и в семье;
«Волшебная книга добрых слов и поступков»
Альбом «Мои друзья, а так же игры и игрушки»;
Картотека подвижных игр «Игры нашего детства»
Мультимедийная презентация проекта «Неразлучные друзья – взрослые и дети»
Показатели степени эффективности предлагаемого проекта :
Рост воспитательного потенциала семьи;
Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений;
Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и
развития детей;
Этапы реализации проекта :
1 этап (организационно – подготовительный)
Анкетирование родителей, анализ уровня готовности к сотрудничеству;
Разработка плана по реализации проекта;
2 этап (основной)
Реализация проекта, согласно плану.
Презентация проекта.
3 этап (обобщающий)
Проведение анализа проделанной работы;
Обсуждение материалов проекта.
Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семьёй.
План реализации проекта :
№ этапа Мероприятия Задачи Сроки Участники
1 Анкетирование.
Анализ уровня готовности к сотрудничеству.
Первое совместное мероприятие – поход в выходной день с целью сбора природного материала для поделок в ближайшую парковую зону Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия;
Наблюдение за общением детей и родителей
Сентябрь Педагоги
Родители
Дети
Разработка программ сотрудничества Определение содержания и конкретных форм работы с родителями
с определением сроков, целей
Педагоги
2 Приглашение на «Планету детства» Активизация родителей
Октябрь Дети
Педагоги
Семинар – практикум для родителей «Планета детства, орбита – семья»
Создание волшебной книги добрых поступков (с колокольчиком)
Консультации родителям по запросам Повышение компетентности родителей в организации игровой деятельности
Передача информации в нетрадиционной форме Ноябрь Педагоги
Родители
Дети
Педагог - психолог
Конкурс зимних построек «Мой весёлый снего… (снеговик, снегоход, снегожук, снегоосьминог и т. д.)»
Конкурс «Одень куклу»
Активизация родителей на совместный труд, на взаимодействие с детьми и воспитателями Декабрь Дети
Родители
Педагоги
Создание домашней игротеки
Консультация для родителей «Во что играли наши бабушки»
Обсуждение статьи в форме высказываний по методике «Незаконченное предложение» Создание развивающей среды, способствующей игровой деятельности в семье.
Формирование родительской позиции Январь Родители
Педагоги
Дети
«Игры нашего детства -
вместе с папами» - развлечение к 23 февраля Установление тёплых, неформальных доверительных отношений межу всеми участниками проекта Февраль Родители
Педагоги
Дети
Совместная подготовка и проведение познавательного мероприятия «Мамочка и я – верные друзья» Установление тёплых, неформальных доверительных отношений межу всеми участниками проекта Март Родители
Педагоги
Дети
Музыкальный руководитель
Посещение родителями занятия, проводимого в игровой форме Показать родителям значение игры в воспитании и развитии ребёнка Апрель Родители
Педагоги
Дети
3 «Педагогическая гостиная» - родительское собрание
Создание фотоальбома «Мои друзья, а так же игры и игрушки»
Рисование «Какая я мама» Анализ проделанной работы, подведение итогов, определение перспектив работы на следующий год.
Рефлексия
Май Родители
Педагоги
Приложения к проекту :
1. Анкета «Нужна ли игра ребёнку и зачем?»;
2. Приглашение на «Планету детства»;
3. Разработка семинара – практикума «Планета детства, орбита – семья»;
4. Волшебная книга добрых поступков (идея);
5. Идея создания домашней игротеки;
6. Идея конкурса зимних построек «Мой весёлый снего… (снеговик, снегоход, снегожук, снегоосьминог и т. д.)» и конкурса «Одень куклу»;
7. Консультация для родителей «Во что играли наши бабушки». Обсуждение статьи в форме высказываний по методике «Незаконченное предложение».
8. «Игры нашего детства - вместе с папами» - развлечение к 23 февраля (на улице).
9. Сценарий праздника «Мамочка и я – верные друзья».
10. Конспект занятия в игровой форме.
11. Идея создания фотоальбома альбома «Мои друзья, а так же игры и игрушки».
12. Методические рекомендации к проведению собрания «Педагогическая гостиная».