Татьяна Нестерова
Непосредственно образовательная деятельность «Загадочный космос»
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
Уточнить и расширить представление детей о планетах Солнечной системы. Познакомить детей со строением Солнечной системы.
Развить у детей восприятия формы (шар). Развивать дыхание детей. Расширить и активизировать словарь по теме космос.
Обогащать сенсорный опыт детей. Развивать, мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование:
Макет Солнца, мыльные пузыри (для опыта, мини-макет планеты (для опыта, макет Солнечной системы, макеты телескопов, мултимедийная установка.
Ход занятия:
Воспитатель:
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Загадочный космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
-Ребята, послушайте стихотворение и угадайте про что оно.
С неба смотрит Солнышко
Миллионы лет.
Льет на землю Солнце
И тепло и свет.
-О чем говориться в стихотворение?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Да и мы сегодня поговорим о Солнце и планетах.
-Присаживайтесь на стульчики.
-Я вам принесла макет Солнца. Давайте скажем, какое оно Солнце. Будем передавать по кругу и говорить, что вы знаете о нем.
-Я начну. Солнце – огромный раскаленный шар.
(Дети передают макет Солнца по кругу и говорят о нём.)
Воспитатель:
-Мне бы хотелось добавить про Солнце, что Солнце - это звезда. Оно очень большое. Больше и тяжелее всех планет в Солнечной системе. Находится оно постоянно в движении, поэтому и притягивает к себе планеты, не дает им разбежаться, улететь в космическое пространство.
-А вы бы хотели прямо сейчас увидеть Солнце?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Посмотрите, пожалуйста, на экран.
1 слайд:
-Вот сейчас солнце такое, какое мы его видим с Земли
-Оно действительно такое маленькое, как мы его сейчас видим?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Правильно, оно кажется маленьким, ослепительно ярким кружком, потому что находится очень далеко.
2 слайд:
-А вот теперь Солнце мы рассмотрим поближе.
-Какое оно?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Да, мы видим огромный огненный шар. Оно очень горячее.
-Хотите, я расскажу вам легенду о Солнце.
Ответы детей:
Воспитатель:
-В одном небесном доме жила женщина и было у неё 9 детей. Они все были непослушные, и часто обегали далеко от дома. Попросила тогда женщина помощи у волшебнице Галактики. Превратила волшебница Галактика женщину в Солнце, а детей в планеты. А чтобы они не разбегались, привязала каждую планету к матери Солнцу. Солнце встало в центре, а планеты стали вращаться вокруг неё. Не могли они уже больше убегать от своей матери. Самых маленьких детей Солнце держит близко к себе – им больше достается тепла. А постарше дети находятся подальше им меньше тепла.
Так и кружатся 9 планет вокруг мамы Солнца.
-Ребята, а вы знаете их?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Назовите, какие планеты знаете вы? На какой живем мы?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Хотите узнать, почему планеты движутся вокруг солнца?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Подойдите, пожалуйста, вот к этому столу, возьмите желтые фломастеры – они будут изображать наше солнце, а шарик это планета. Чтобы придать движение фломастеру будем кистью руки вращать его. Что же происходит с нашими планетами?
Ответы детей:
Воспитатель:
Да, правильно они вращаются, вокруг нашего воображаемого солнца. А если мы остановим вращение нашего солнца, что тогда произойдет?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Да, планеты остановятся. Так и в космосе все движется и вращается, пока вращается солнце.
-Ребята, а вы хотели создать свою планету?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Возьмите, пожалуйста, стаканы и начните создавать планеты. Чтобы получились планеты гиганты как Юпитер и Сатурн, Уран, Нептун дуть нужно медленно и осторожно, а если подуть быстро, то получится много небольших планет как Меркурий, Марс, Земля, Венера, Плутон. Все они разные большие и маленькие, как в космосе разноцветные.
-Какие планеты получились у вас? Какой формы?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Молодцы, мы создали свою солнечную систему из чего?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Да, из мыльных пузырей.
-Я приглашаю вас к следующему столу для создания макета Солнечной системы.
-Что находится в центре Солнечной системы?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Правильно Солнце. А вокруг солнца?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Да, правильно, линии это орбиты по которым вращаются планеты вокруг солнца.
-Проведем пальчиками по орбитам. Сосчитаем их.
Солнце подобно электрической лампочке. Поднесем руку поближе к солнцу, что мы чувствуем?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Правильно, тепло. А чуть подальше уберем руку, то тепла уже меньше. Так и планеты. Если они далеко, то на них очень холодно, если планеты поближе к Солнцу на них тепло и жить можно. Вот скажите, на какой планете есть жизнь?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Верно, на планете Земля.
-А если совсем близко, то там сильно жарко и поэтому там нет жизни.
-Давайте возьмем каждый по планете и расположим их так, как они располагаются в космосе.
(Планеты раздаются детям, они выкладывают планеты по орбитам).
-1-я планета, которая вращается вокруг Солнца – Меркурий.
Меркурий – самая маленькая планета. Находится ближе всего к Солнцу, поэтому тепла и света ей достается в 6 раз больше чем Земле. Днем t +3000, а ночью очень холодно t -1800, в 2 раза холодней, чем на Земле в Арктике. Вокруг Солнца движется быстрее всех планет.
Венера – очень ленива. Если земля успевает обернуться вокруг своей оси 117 раз, то Венера, лишь один раз. Круглый гот на ней царит лето, но загорать на ней нельзя, очень жарко t +5000. даже металлы: олово и свинец становятся жидкими, как вода. А вот воды на ней нет.
Земля – на этой планете живем мы. На ней есть воздух и вода, поэтому есть жизнь для всех. Что вы можете сказать о нашей планете?
Ответы детей:
Воспитатель:
Да, все сказали правильно, она у нас очень красива, мы можем наблюдать за сменой времен года, и все они по своему красивы.
Марс – планета бурого цвета. Стоит подняться ветру, как начинается пылевая буря. Она длится несколько месяцев. Днем можно загорать, а ночью ударяет мороз. Воздуха нет. Поэтому жить нельзя.
Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе. На ней нет суши, сплошной океан, океан с горячей водой, хотя планета далеко от Солнца.
Сатурн – планета гигант.
Сатурн непременно узнаешь в лицо-
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учё ный вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Уран – Находится очень далеко от солнца t -2200 мороза.
Нептун – планета голубого цвета. Дуют сильные ветры. Уран и Нептун ледяные планеты гиганты.
Плутон – планета карлик.
-Скажите, на каких планетах очень жарко?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Правильно, они находятся очень близко к солнцу.
-А как на Земле?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Правильно, она расположена на самом благоприятном расстоянии.
-А где очень холодно?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Молодцы, а теперь мы посмотрим нашу солнечную систему на расстоянии, присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
-Видите, планеты разных размеров, вращаются вокруг солнца по своим орбитам, находятся от Солнца на разном расстоянии.
-А теперь я хочу предложить вам посмотреть на планеты, через телескопы. Вы знаете, что такое телескоп?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Да, через них можно увидеть не только звезды, но и планеты, даже если они очень далеко от нас. Возьмите, пожалуйста, подойдите к окну и направьте свои телескопы на небо. Вы увидели планеты?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Назовите, какие планеты вы увидели?
Ответы детей:
Воспитатель:
-Если слегка покрутить телескоп, то можно увидеть, как вращаются планеты.
-Эти телескопы мой подарок вам, теперь вы сможете каждый день смотреть на планеты через телескоп, не только сами, но и показать их своим друзьям и родителям.