Наталья Федченко
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Пожарная безопасность»
▼ Скачать +Заказ
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Задачи:
Обучающие: уточнить и дополнить знания детей об истории появления огня. Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожара. Формировать правильное отношение к огнеопасным предметам; элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, чувство отваги, культуру поведения в быту. Продолжать знакомить с профессией пожарного и специальными транспортными средствами, помогающими тушить пожар.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе „Пожарная безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: закрепить знания детей об огне как источнике жизни, тепла, источнике опасности. Развивать быстроту реакции, ловкость, сообразительность.
Воспитательные: воспитание гордости за людей данной профессии: пожарного.
Интегрируемые образовательные области: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».
Материал:
картины из истории возникновения огня, перфокарты к игре «Огонь помощник человека», иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, карточки-алгоритмы действий во время пожара, алые ленты, игровые модули для конструирования пожарной машины,
мультимедийная презентация «Служба противопожарной охраны».
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент.
-Ребята, что вы знаете о музеях? Что можно увидеть в музее? Какие музеи знаете?
Вы хотели бы посетить музей противопожарной охраны.
Основная часть.
Сейчас мы познакомимся с начальной экспозицией музея, которая называется «История появления огня».
-Ребята, а что вы знаете об истории появления огня? Как огонь служил древним людям? (Рассматривание картин).
Давным-давно в незапамятные времена, когда люди еще жили в пещерах и не было спичек, огонь добывали ударами камня о камень или трением деревянной палочки. Палочка нагревалась, появлялась искра, от которой разжигали огонь, разводили костер. Живой огонь согревал людей, но только пока горел костер, а как потухал, становилось холодно и приходилось всю ночь подкидывать в костер сучья и ветки. Позднее человек заметил, что огонь нагревает камни, и стал ими обкладывать костер. Камни нагревались и ночью отдавали тепло. В более поздние времена люди уже научились класть печи, где разводили огонь. С помощью огня люди не только согревались, но и готовили себе пищу.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Но другом, помощником быть не перестал.
Как же служит огонь людям в наше время? Вы, ребята, определите сейчас с помощью картинок.
Работа с перфокартами-игра «Огонь-помощник человека».
В левой стороне изображены предметы, сделанные человеком, в правой-объекты, на которых с помощью огня они изготавливаются, приходят в действие.
Задание - подобрать пару для каждого предмета, который создан человеком, и соединить пару линиями (хлеб-печь, кирпич-кирпичный завод, ракета-космодром, электроприборы - электросеть, корабль - маяк,).
Дети объясняют свой выбор. На хлебозаводе в печах пекут хлеб; на кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома; ракета взлетает ввысь, оставляя яркое пламя-это в двигателях сгорает топливо; телевизор, утюг работают с помощью тока, огонь маяка освещает путь кораблей.
Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь. Без огня не было бы жизни. Сила у огня-большая-пребольшая!
Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.
Следующая экспозиция музея называется «Пожароопасные предметы».
1. Ребята, я вам загадаю загадку о пожароопасном предмете, а вы найдете соответствующую иллюстрацию пожароопасной ситуации и объясните, какая беда может произойти.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(Печь)
-Ребята, какая беда может произойти, если в печи огонь, а печная дверца открыта?
-Какое правило пожарной безопасности в этой ситуации вы знаете?
Ребенок. Детям без взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу.
-Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь.
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь-горе!
Продырявит море!
(Утюг)
-Какой от утюга может быть вред?
-А какой совет здесь необходим?
Ребенок. Помните, дети: пожары бывают,
Когда про включенный утюг забывают.
Четыре синих солнца у бабушки на кухне,
Четыре синих солнца горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины,
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)
-Что ни в коем случае нельзя делать над плитой?
-Какое правило вы знаете?
Ребенок. Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.
-Я красивый новогодний огонек,
Но бываю иногда я и жесток,
Если правила игры со мной не знать,
Могут люди пострадать.
(Бенгальский огонь)
-Какие правила безопасности нужно знать, когда пользуешься бенгальскими огнями?
Ребенок. Нельзя зажигать бенгальские огни вблизи легковоспламеняющихся предметов. Зажигайте их только на улице и только со взрослыми!
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет- я посвечу.
(Свеча)
-Можно ли детям зажигать свечи? Чем она опасна?
-Какой полезный совет вы подскажите сейчас?
Ребенок. А мы всех предупреждали,чтоб свечей без взрослых не зажигали.
Спят смирно дочки
В фанерном домочке.
У сонь, у тихонь
В головках огонь.
-Какой вред может принести даже одна спичка?
-Какое важное правило пожарной безопасности необходимо знать всем ребятам?
Ребенок. Запомнить мы должны!
Спички детям не нужны!
- Давайте еще раз вспомним, каким может быть огонь (Огонь-друг! И огонь-враг!Полезным и опасным).
-Правильно, ребята.
Да, огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный.
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
Злой огонь-огонь пожара,
Злой огонь-огонь войны!
Жители земного шара,
Граждане любой страны,
Злой огонь гасить должны.
Следующая экспозиция музея называется «Противопожарная безопасность».
-Ребята, отчего возникает пожар?
-Что же делать если в доме начался пожар. Я предлагаю вам составить алгоритм действий во время пожара. Дети расставляют карточки и объясняют правила действий.
-Если случилась беда-пожар, что вы должны сделать? По какому номеру нужно позвонить? Что нужно сообщить, вызывая пожарных?
-Если пожар небольшой, что вы сами сможете сделать?
-Если огонь не погас, что немедленно надо делать?
-Кому вы можете еще сообщить о пожаре?
-А если в квартире много дыма?
-Знать обязан каждый гражданин-
Телефон пожарных «01» :
Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость:
Срочно «01» звоните,
Точно адрес назовите,
Что горит, давно ли, где.
Несколько минут промчится-
К вам пожарная примчится
И поможет вам в беде!
Конструирование «Пожарная машина»
-Ребята, составьте из игровых модулей пожарную машину.
И вот машина красная
Спешит в места опасные,
Прохожие сторонятся-
Пожарные торопятся!
Огонь бежит по крыше,
Огонь все выше, выше!
Физкультминутка:
Игра: «Огонь в очаге»
Один из игроков изображает Огонь (в руках у него алые ленты). Он выходит из своего жилища - очага и ходит вокруг остальных игроков.
Огонь. Я - Огонь, меня не тронь!
Игроки (в ответ)
Ты зачем ушел из очага,
Превратился в нашего врага?
Огонь
Я, Огонь - ваш друг и враг,
Со мной не справиться никак.
После этих слов он шипит и машет на уровни груди алыми лентами («язычками пламени», ловит детей, которые входят в границы круга, где живет Огонь, и бегают на его территории. За кругом ловит детей запрещается. Если Огонь поймал своим «пламенем» (кто нарушил покой его очага, то превращает его в Уголек и сажает в свой очаг.) Тот, кто остается не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.
-Шалость опасна, ребята, с огнем-
Огонь может сжечь и квартиру и дом.
Но если заметил вдруг пламя и дым,
Не прыгай, как зайка, с ведерком пустым.
Спокойно старайся огонь потушить,
Пожарную часть об огне известить.
Запомнить нужно твердо вам,
Пожар не возникает сам.
Ребята! Всюду и во всем
Будьте осторожны вы с огнем!
-Следующая экспозиция музея называется «Служба противопожарной охраны»-мультимедийная презентация.
Беседа после просмотра:
-Люди какой профессии тушат пожары?
-Какими качествами должны обладать пожарные?
-Почему пожарным нужны эти качества?
-Да, ребята, профессия пожарного нелегкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. В нашей стране людей, особо отличившихся на пожаре награждают медалью «За отвагу на пожаре».
-Как одеты пожарные?
-Чем оснащена пожарная машина?
-О каких новых специальных транспортных средствах, помогающих тушить пожар вы узнали?
Заключительная часть.
Итог. На этом наша экскурсия по музею противопожарной службы закончена. Но, чтобы вы никогда не забывали правила обращения с огнем и поведения при возникновении пожара, я вам подарю памятки.
Литература:
1. Газета «Детский сад. Управление» март 2007, №8 (182, ООО»Издательство Атлант.
2. К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М. : Мозаика-Синтез,2014.- 64с.
3. Издательский дом «Первое сентября». Дошкольное Образование 1-15 июля 2008, №13 (229).