Оксана Скворцова
НОД в подготовительной группе «Знакомство с пришельцем Валли. Путешествие в Татарстан»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе в рамках реализации проекта "Народов много страна одна"
«Знакомство с пришельцем Валли. Путешествие в Татарстан»
Цель: Расширить и углубить знания о нашей многонациональной стране.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с природой Татарстана, со столицей – Казанью.
Познакомить с культурой татар: традициями, обычаями, национальными костюмами.
Познакомить детей с национальным праздником – Сабантуй.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Знакомство с пришельцем Валли, Путешествие в Татарстан“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- НЛО, инопланетяне. Идеи для занятий с детьми
- Подготовительная группа
- Республика Татарстан
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Приобщать детей к татарской литературе и музыке.
Дать представление о том, что татары и русские, не смотря на то, что говорят на разном языке, похожи своими традициями, обычаями.
Учить детей добывать самостоятельно знания, учить договариваться во время работы в группах.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за свою многонациональную Родину.
Воспитывать желание работать в группах, доброжелательное отношение друг к другу.
Развивающие:
Развивать воображение, память.
Расширить кругозор, развивать любознательность.
Оборудование: куклы Мудрого Совенка и Валли, карта России, мешок с заданиями, портрет Габдуллы Тукая, магнитофон, карточки к дидактическим играм «Собери картинку», «Расшифруй послание», презентации «Достопримечательности Татарстана», «Сабантуй», иллюстрации «Татарский национальный костюм», кукла в татарском национальном костюме.
1. Введение в игровую ситуацию:
«Встреча с пришельцем из далекой галактики – Валли»
Воспитатель собирает детей вокруг себя, и произносят слова:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, какое у вас настроение?
+…
- Давайте поделимся друг с другом хорошим настроением – улыбнемся друг другу.
(Раздается шум за дверью)
- Что бы это могло быть?
(Воспитатель уходит за дверь и вносит игрушку инопланетянина)
- Посмотрите, ребята, кто к нам прилетел. Он весь дрожит и напуган.
Как вы думаете, кто это?
+…
(Воспитатель подносит игрушку к уху)
- Он мне говорит, что его зовут Валли. Он житель планеты из дальней галактики и летел в гости к своим родственникам. Но его корабль сбился с пути и совершил аварийную посадку на нашей планете. И он очень напуган, так как не знает куда он попал. Давайте расскажем ему о нашей планете, что мы знаем?
+…
- А как называется страна, в которой мы живем? Ребята, расскажите ему о нашей стране.
+…
- Давайте расскажем о нашем городе.
+…
- Ну что, Валли, ты хоть немного успокоился?
(Подносит куклу к уху)
- Он говорит, что немного успокоился, так как на его планете тоже есть страны и города, реки и горы. Но вот жители у них все одинаковые внешне и говорят на одном языке, и поэтому живут они мирно и спокойно. А у нас на планете все люди разные, и он думает, что мы все постоянно ссоримся. Поэтому ему все равно страшно.
Как вы думаете, ребята, прав ли наш гость?
+…
- Давайте докажем, что имея разную внешность и даже разговаривая на разном языке, можно жить мирно. Для этого нам надо будет отправиться в путешествие по нашей стране. Так как наша страна такая непобедимая и могучая только благодаря нашему народу. Народ у нас разный, но дружный.
Вы согласны?
+…
- Что нам понадобится для путешествия?
+ Карта, транспорт.
- На каком транспорте можно путешествовать по стране?
+…
- А Валли предлагает нам отправиться в путешесвие на его космическом корабле. Он в одно мгновение может нас перенести в любую точку мира.
- А эта карта поможет нам ориентироваться.
(Показ карты России)
- Но без проводника нам будет очень сложно, поэтому в путешествии нам будет помогать Мудрый Совенок.
(Показ куклы Мудрого Совенка)
2. «Открытие нового знания»:
«Прибытие в республику Татарстан»
- Итак, все готово для отправления в путь. Занимайте свои пассажирские места.
(Дети садятся на стулья. Стулья стоят полукругом)
- Пристигните ремни.
(Дети делают вид, что пристегивают ремни)
- Заводим мотор.
(Дети, хлопая ладонями по коленям, произносят слова: «ТА - ТА -ТА –ТА…», постепенно ускоряя темп, а затем замедляя)
- Вот мы и прибыли с вами на место. Интересно куда нас пенес космический корабль?
Рассмотрим карту.
(Дети вместе с воспитателем рассматривают карту. Место куда они прибыли отмечено флажком. Дети, которые умеют читать, читают название республики – Татарстан)
- Куда мы с вами прилетели?
+ В Татарстан.
- Совенок предлагает нам посмотреть в волшебный экран и познакомиться с красотой природы Татарстана и достопримечательностями главного города – Казань.
(Просмотр презентации «Татарстан и его достопримечательности»)
- А сейчас Мудрый Совенок предлагает вам выполнить следующее задание.
Дидактическая игра: «Собери картинку»
Цель: познакомить с традиционной одеждой татар.
(На столе разложены разрезные карточки, пронумерованные на обратной стороне. Дети подходят и берут по 1 карточке. Затем дети группируются в соответствии с числами на обратной стороне. Получается 4 группы. Каждая группа должна составить из отдельных частей картинку с изображением татарской национальной одежды: кулмэк (рубаха – платье, тюбетейка, ичиг (сапоги, калфан (женский головной убор)
Каждая группа показывает что у них получилось.
- Ребята, как вы думаете, с чем хотел познакомить вас Мудрый Совенок?
+ С одеждой Татар.
(Рассматривают каждый элемент одежды и воспитатель рассказывает как он называется. Рассматривание иллюстраций людей в национальной татарской одежде)
Физкультминутка : «Как у нас страна большая»
- У всех народов есть свой национальны праздник, и татары не исключение:
Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй, праздник Сабантуй!
После сева летним днем
Мы станцуем и споем.
Победит, кто будет сильным
Смелым, ловким и удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше посмотри,
На поляне силачи!
Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит
А попробуй – ка в мешке
Пробежаться по траве!
Ведра полные воды,
Очень быстро пронеси.
Смех, улыбка, шутки, пляс
Все здесь это и сейчс.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
- У татар национальный праздник называется Сабантуй. Давайте посмотрим в волшебный экран и познакомимся с этим праздником поближе.
(Просмотр презентации «Сабантуй»)
- Как называется праздник татар?
+….
- Какой русский праздник похож на сабантуй?
+ Масленица.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в татарскую народную игру «Тимербай» под национальную татарскую музыку.
Игра «Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая.
Он становится в центр круга. Дети произносят:
Пять детей у Тимербая
Дружно весело играют.
В речке быстро искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами – вот так – водящий делает какое – нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого – нибудь вместо себя.
- Мудрый Совенок хочет познакомить вас с традициями татар, но для этого надо разгадать зашифрованные послания.
Дидактическая игра «Разгадай что зашифровано»
Цель: познакомить с традициями татар.
Разделить детей на 4 группы. Каждой группе раздать карточки с зашифрованным посланием:
Каждая команда представляет свою карточку и рассказывают о чем они догодались:
-Дети в татарских семьях помогают взрослым.
-Младшие почитают старших.
-Татары очень гостеприимный народ.
- Ребята, а сейчас послушайте стихотворение «Ель» Габдуллы Тукая.
Поздней осенью желтеют все деревья и кусты.
В эту пору и лужайки, и леса жёлтым – желты.
Ивы, яблони, березы – все как будто бы больны:
С каждым днем на них все больше нездоровой жёлтезны.
Не страшны одной лишь ели ни морозы, ни метель.
Осень позднюю и зиму зеленеет гордо ель.
- Это красивое стихотворение написал татарский поэт Габдулла Тукай.
(Показ портрета поэта)
- Как у русских, у татар есть свои поэты и писатели. Стихи Габдуллы Тукая стали в основе гимна татарского народа.
(Прослушивание гимна татарского народа)
- Ну что ж, ребята, Мы много узнали о жизни татар. Пора нам возвращаться домой. Занимаем свои места. Пристегните ремни. Заводим мотор.
(Дети, хлопая ладонями по коленям, произносят слова: «ТА - ТА -ТА –ТА…», постепенно ускоряя темп, а затем замедляя)
3. Закрепление полученных знаний.
- Вот мы и в группе. Ребята, давайте, попробуем доказать Валли, что русские и татары очень похожи, хотя и говорят на разном языке.
У татар, как и у русских, есть свои национальные праздники.
У татар и у русских похожи семейные традиции.
У татар, как и у русских, есть свои поэты и писатели.
- Ребята, стоит ли нам и Валли бояться татар?
+…
- Это наши друзья.
- На следующем занятии мы отправимся в другое путешествие и продолжим доказывать Валли, что не надо бояться людей другой национальности.
4. Итог.
- Куда мы с вами совершили путешествие?
+…
-Какая национальная одежда у татар?
+…
- Как называется национальный праздник татар?
+…
-Какие татарские традиции вы знаете?
+…
- С каким поэтом познакомились?
+…
- Что показалось самым тяжелым?
- Что понравилось больше всего?
- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали и добывали знания. Молодцы!