Ольга Парфилова
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Керамическая посуда» в разновозрастной старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по теме в разновозрастной старшей группе
Непосредственно образовательная деятельность в смешанной группе: старшей и подготовительной подгруппе. Тема: Керамическая посуда. Вторая часть лепка: старшая группа «Кувшин», подготовительная «Ваза». Интеграция образовательной области:познание, коммуникация, продуктивная деятельность, художественное творчество,художественная литература. Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством Татарстана; научить видеть красоту предметов народного искусства; воспитывать любовь к нему и умения отличать один предмет от другого; использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа; закрепить знания и умения лепить форму шара и конусообразную форму. На предварительной работе познакомить детей со способами лепки известных всему миру мастеров, керамистов, художников Зябликова и более современного Шубина: на иллюстрациях, альбомах, наборах открыток с фотографиями их работ. Материалы и оборудование: образцы работ, глина, доски, тарелки,кисточки, стеки, банки с водой, салфетки, опорные схемы, подручный материал для декорирования изделия, тумбочка имитирующая печь, создать имитацию два рабочих зала в группе, фартуки. Ход занятия. Ребята, мы продолжаем знакомиться с народным декоративным искусством Татарстана. Знаете ли вы, кто делает посуду? Мастера: гончары, керамисты, художники. Давайте подойдем к столу на котором стоят готовые изделия из глины-керамическая посуда. Если внимательно посмотреть мы видим три вида посуды разного назначения: солоница с росписью ангобом, кувшин с глазурированным покрытием, ваза с лепным орнаментом. Скажите мне, как вы думаете для каких продуктов солоница (соли, ваза (цветов, кувшин (для хранения сметаны, меда).Еще в древности люди заметили свойства глин, что из нее можно лепить, что посуда из глины долгое время сохраняет продукты (не портится молоко, не киснет сметана.). Мы с вами можем гордится, что у нас в Татарстане были и будут такие мастера как Зябликов и Шубин. Секреты изготовления посуды передавались из поколения в поколение и дошли до наших времен. Давайте посмотрим на посуду и определим, какая исходная была у них форма (шар). Я вам предлагаю открыть свою мастерскую и почувствовать себя мастерами-гончарами. Сейчас вы пройдете в зал рабочей мастерской, оденете фартуки и займете рабочие места. Перед вами два куска глины. Мастер должен проверить годится ли глина для лепки. Проводим такой опыт. Если взять часть глины от куска. Раскатать между ладоней в колбаску и она не трескается при ее сгибании, значит глина хорошего качества и не требует природных добавок. (дети проверяют глину). К нам в мастерскую поступил заказ на изготовление «кувшина, вазы». Сейчас мы с вами этот заказ выполним, но помните заказчик примет изделие только хорошего качества. Раскатайте между ладоней шар. Продолжая раскатывать,придайте заготовке конусообразную форму. Это достигается методом смещения силы нажима на какой либо один край поделки. Поставьте ее широкой частью на дощечку, слегка нажимая для того, чтобы у вас получилось донышко кувшина. Нажмите на узкую (верхнюю) часть корпуса. Это будет горлышко. Если глина на ваш взгляд эластичная, попробуйте сделать носик, слегка прищипнув, большим и указательным пальцем изобразите носик. С противоположной стороны от носика присоедините ручку (смотреть опорную схему). Вы можете пофантазировать и самостоятельно лепить крышку, а может на ней будет ручка в виде петуха или другого животного. Вспомните из предварительной работы о амфорных изделиях, у которых носики и ручки в виде животных (дети лепят самостоятельно). Готовые изделия ставим на тарелку, заглаживаем шероховатости и трещины мокрой тряпочкой. Моем руки. Физкультминутка. У нас есть посуда, глиняное блюдо, И большой черпак; В кастрюлю не лезет никак. Папин маленький кувшин С носиком как у павлин, Мамина ваза с цветком, Моя дорогая кружка- Любимая подружка. Ребята сейчас мы с вами переходим во второй зал, где будем декорировать готовое изделие. Изделие украшаем различными рельефами, контррельефами или фигурными украшениями, ажурным вдавливанием или резьбой (пальцами делаем оборки, резьбу стеками. и разным подручным материалом). У кого есть желание расписать ангобом (спец. краской из натуральных глин с разноцветными добавками) можете фантазировать. Также используйте способ налепа. Все три способа перед вами, на примере готовых изделий. Работайте с опорными схемами - украшения посуды. Дети работают самостоятельно, помощь воспитателя по необходимости. В конце занятия дети сами анализируют работы. Ставят готовые изделия на просушку в печь. Предварительная работа (беседа с детьми). В художественной культуре казанских татар декоративное искусство представляет собой явление, яркое и неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народ. Произведения выделяются особой красочностью, богатством орнамента, имеют праздничный характер. Гончарное дело было традиционным ремеслом казанских татар. Впервые керамическая посуда из глины появилась в Булгарах. Изготовлена мастером Зябликовым (кувшины, хумы, кумгамы, керчаги,миски, блюда, чернильницы, игрушки). В те давние времена посуда имела только красно-аранжевый цвет. Последователем был мастер Шубин, который создал целую коллекцию керамической посуды: панно на стены, скульптуры). Он был так влюблен в сам материал и старался не скрывать под росписью все изделие, оставляя незакрытые участки, что придавало изделию оригинальный вид. Глиняные изделия этих мастеров сохранились в музеях Татарстана, многие экземпляры переданы в музеи крупных городов России. Первая посуда производилась ручной лепкой, позднее на гончарном круге. Поверхность заглаживалась, расписывалась, орнаментом по тулову в различных соотношениях. В более позднее время появилась глазурированная посуда с синей, голубой поливой, часто имела аморфные сливные носики и ручки в форме мелкой пластики: головы коня,лося, медведя, птицы. Голова утки символизировала здоровье, изделие с головой петуха служило оберегом от всего злого. Способы изготовления ручной лепки (познакомить детей со способами изготовления изделия): ленточным, выбирание глины стекой, кругового налепа, пластическим формированием с помощью форм и новым способом изготовления изделия из колец. Используемая литература: «Народно декоративное искусство Татарстана» Ф. Г. Валеев; «Декоративно прикладное творчество в детском саду» 2003 год. Автор занятия: воспитатель МАДОУ «Детский сад №33 «Милэшкэй» города Казани Р. Т. Парфилова Ольга Петровна.