Наталья Вострикова
Непосредственно образовательная деятельность со старшими дошкольниками «Доктор природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Данное занятие о лекарственных растениях целесообразно проводить весной. В нем могут принять участие доктор, который расскажет детям о различных видах лекарственных растений и их значении в восстановлении здоровья.
ЦЕЛЬ НОД. Познакомить с лекарственными растениями родного края; на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность со старшими дошкольниками „Доктор природа“» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
ОБОРУДОВАНИЕ. Иллюстрации лекарственных растений, гербарные образцы, кукла, корзинка, карточки с изображением лекарственных растений, краски, фломастеры, отвары лекарственных растений (заранее приготовленных).
Ход НОД.
- Дети, чем вас лечит мама, когда вы заболеете?
(Дети отвечают, что мама дает таблетки, микстуры и отвары лекарственных трав.)
Какие вы знаете лекарственные растения? Их еще называют «зеленой аптекой». Почему? (Ответы детей)
Верно! Такие растения помогают избавится от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. В природе есть все необходимое человеку для здоровья, поэтому ее можно назвать «Доктор Природа». Сегодня мы с вами познакомимся лишь с некоторыми лекарственными растениями. Начнем с тех, которые помогут на прогулках.
Отгадайте загадку.
Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
Воспитатель показывает картинку с изображением мха.
Где он растет? Мох – это вата из нашей природной аптеки. Мхом – сфагнумом пользовались партизаны в войну, прикладывая его к ранам.
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда не глянь, растет.
Он снизу седоватый,
Повыше – зеленей,
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей!
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной. (В. Рождественский)
- А это подорожник! Почему он так называется? Где растет?
(Его можно встретить дорог)
- Верно! Кто знает, в каких случаях нам поможет это замечательное растение?
Путника друг – подорожник,
Скромный, невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткой лег.
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног. (В. Рождественский)
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке, боль пройдет. Дети, а вы любите лечится таблетками? Часто они горькие, неприятные на вкус. А вы знаете, что есть вкусные лекарства? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался, какие это лекарства? (Ягоды)
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки под листочки
Кто то бусы бросил,-
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен.
Мы чернику собирали
В кузовок, в лукошко.
Только рты с чего-то стали
Черными немножко. (Е. Трутнева)
Узнали? Летом в лесах созревает вкусная ягода черника (Показывает картику). Она окрашивает язык и зубы в черный цвет. Употребление черники способствует укреплению нервной системы. Применяют эти ягоды и при болезни желудка, ревматизме. Она восстанавливает зрение. Ягода эта капризная: не хочет расти на грядках. И вообще растет медленно, поэтому собирая ягоду в лесу, старайтесь не повредить ни одного кустика, научите этому и других.
Кто найдет ее на большой картине?
- А это что за ягода? И где она растет? (Показывает картинку с крупным изображением земляники. Часто дети ошибочно называют ее клубникой. Воспитатель должен подвести детей к пониманию, что земляника- родственница клубники.)
На прогалинке лесной
Земляничка под сосной.
Земляничка-невеличка
Хорошо цвела весной.
На нее садились пчелы,
Майский жук летал над ней.
У нее сосед веселый –
Родничок среди камней.
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком. (Е. Трутнева)
- Земляника, не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.
- Полезна для здоровья и другая ягода – ежевика. В ней много витаминов, а варенье из нее подарит радость в холодное время.
- А еще есть душистая и сладкая ягода, которую приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется…
(Малина).
- Кто из вас пробовал малину? При каких заболеваниях ее применяют? При ангине, простуде зимой пьют чай с малиновым вареньем, а летом можно живые ароматные ягоды. А кто в лесу любит лакомится малиной? (Медведь, муравьи).
Игра «У медведя во бору».
- Отгадайте, о каком растении дальше пойдет речь?
Растет зеленый кустик,
Дотронешься- укусит,
Не огонь, а жжется. (Крапива)
- Правильно. Крапива –настоящая кладовая витаминов. Давно известно, что щи, сваренные из крапивы придают человеку бодрость и силу.
Ребята, сегодня мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Но есть и другие. Поговорите дома с родителями и поищите наших «знакомых» у себя возле дома. А может быть ваши родители расскажут вам и о других «лесных докторах», а вы расскажите всем нам.
Нужно только не лениться,
Нужно только научится
Находить в лесу растенья,-те, что для людей полезны,-
И отступят все болезни.
А теперь мы с вами пройдем в фитобар, где восстановим силы, отведав дары Доктора Природы – замечательные целебные напитки.
(Совместно с врачом воспитатель угощает детей фиточаем детей).
Во второй половине дня, воспитатель напоминает детям, что они изучили утром и предлагает выполнить рисунки лекарственные растения, о которых они узнали.