Оксана Маслова
НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое игрушек и игр наших бабушек и дедушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у дошкольников чувства патриотизма и любви к своей Родине через знакомство с русскими народными играми и игрушками.
Задачи:
-познакомить детей с русскими народными играми, историей игрушек;
-формировать интерес к русским народным играм.
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к ее народной культуре;
-заинтересовать и привлечь родителей к участию в НОД.
В музыкальном зале за кулисами оформлена русская изба.
Дедушка, бабушка (родители) в избе.
Воспитатель и дети в зале перед кулисами.
Воспитатель:
Публикация «НОД в подготовительной группе „Путешествие в прошлое игрушек и игр наших бабушек и дедушек“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Ребята, давайте встанем в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Скажите, вы любите играть?
Дети: да.
Воспитатель: А во что вы любите играть?
Дети: в игрушки, игры.
Воспитатель: Назовите ваши любимые игрушки.
Дети: перечисляют игрушки.
Воспитатель: скажите, а какие игры вы знаете?
(Дети перечисляют).
Воспитатель: У вас современные интересные игрушки,
А как Вы думаете, раньше были такие же игрушки и игры?
(Ответы детей)
Во что играли наши бабушки, дедушки,
Какие у них были игры и игрушки?
Хотите узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной. Раз, два, три повернись и в прошлом очутись.
Воспитатель: Вот мы и в прошлом. Ребята, посмотрите, какая русская изба. А вот бабушка с дедушкой. Дети и воспитатель здороваются с хозяевами.
Дедушка и бабушка : Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас видеть у себя в гостях. Присаживайтесь.
Дедушка : Вот, ребятки, посмотрите, в таких, избах жили ваши бабушки и дедушки.
Воспитатель: Расскажите нам, в какие игры и игрушки играли вы в детстве.
Бабушка : (рассказывает, показывая детям различных кукол).
Сейчас мы вам все расскажем и покажем. Раньше девочки любили играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их взрослые и дети своими руками. Первая кукла была сделана из золы, и только позже их стали делать изо льна или соломы. Также для изготовления кукол подходила глина, ткань, дерево и даже тесто.
При переезде куклу обязательно брали с собой.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы :
- обрядовые;
- куклы-обереги;
- игровые.
Куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Кукол делали из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали.
Дедушка : (показывает детям мячи из тряпок, вырезанные из дерева игрушки). А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева ружья, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской посуды тогда не было, и поэтому собирали черепки битой глиняной посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там. В то время не было игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.
Бабушка : Ребята, а хотите сами стать мастерами и сделать игрушки, которыми играли ваши бабушки и дедушки?
Дети: Хотим.
Бабушка : Девочки подойдите ко мне, мы с вами попробуем сделать тряпичных кукол.
А мальчики вместе с дедушкой изготовят мячи.
Воспитатель: Ох, ребята, какие вы молодцы! Какие красивые игрушки у вас получились.
Бабушка и дедушка : Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось делать игрушки?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, давайте игрушки оставим на столах и присядем на стульчики.
Дедушка : А ну ребятки, как вы думаете, мы в детстве только в игрушки играли?
(Ответы детей).
Дедушка : Ребята, а вы знаете, почему игры называются народными?
Дети: потому что их придумал народ.
Русские народные игры, передавались из поколения в поколение. На Руси собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Раньше ребятам как- то нужно было себя развлекать и веселить, пока взрослые трудились в огороде и в поле. Вот на этот случай у них была игра «Горелки».
Давайте с вами в нее поиграем. Перед тем, как приступить, к игре надо выбрать кого?
Дети: водящего.
Дедушка : ребята, а вы знаете считалки?
Дедушка выбирает ребенка, который считалкой выберет водящего.
Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры.
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят
Раз, два, три беги!
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!
Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».
После игры дети присаживаются на стульчики.
Бабушка : Ребята, раньше были игры для самых маленьких, в них и сейчас играют с малышами заботливые мамы и бабушки - "сорока", "ладушки" и многие другие - они помогали развивать у малышей движения рук, внимательность. Конечно же, были игры, в которые играли с большим удовольствием все и дети, и взрослые.
На Руси, игры были любимы во все времена - они отличались огромным разнообразием, детские, девичьи и мужские, подвижные и нет. А хотите со мной в интересную игру поиграть. Называется она «Палочка-стучалочка». Когда нам становилось скучно, мы находили на улице любую палочку и играли в эту игру. Бабушка выбирает ребенка, который считалкой выберет водящего.
Все встают вкруг, водящий за кругом. Палочку-стучалочку мы положим на стул за кругом. Мы будем ходить по кругу, выставив вперед правую руку. Будьте внимательны: как только я скажу «хлоп», водящий хлопнет по ладошке того игрока, который окажется напротив него. После этого, тот, кого хлопнули по ладошке и водящий бегут к палочке-стучалочке, кто первым постучит о стул этой палочкой, тот и выиграл. Он становится водящим.
Дети присаживаются на стульчики.
Дедушка : Ребята, а ведь раньше не только в игры играли, но и устраивали народные забавы. Я сегодня хочу, предложить мальчикам померятся силой и устроить: «Бой мешками». Для этого нужны двое добрых молодцев. Им надо встать на скамейку, взять в руки по мешку и по команде начинать бить соперника мешком, стараясь сбросить его с бревна на землю. Кто сбросит соперника, побеждает.
Дедушка : здорово повеселились! Ах, какие сильные мальчики!
Воспитатель: Ребята, а я тоже знаю игру на меткость, и называется она «Бабки».
Игра «Бабки».
На линию выставляется по мешочку, чудь дальше чертят еще одну линию, до которой надо броском продвинуть мешочек. Дети делятся на две команды. Команда, которая продвинет мешочек дальше, побеждает.
Есть еще старинная игра, она называется «Городки». Эта игра тоже на меткость в ней есть 15 фигур, из которых строят город, а затем с определенного расстояния его выбивают. В игру «Городки» мы с вами поиграем в группе, а сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Бабки».
Дедушка :
в ходе игры: Хорошо играют детки, глаза зорки, руки метки
Бабушка :
А у меня сейчас новая игра для вас,
Игра-дразнилка,
называется: «Дедушка Рожок»
А, как вы думаете, почему эта игра называется дразнилка?
Дети: потому, что в ней надо кого-то дразнить.
Бабушка : Правильно. В этой игре вы будите дразнить дедушку.
Ребята, а вы знаете, что такое рожок?
Дети: это музыкальный инструмент, на котором раньше играли пастухи, звуком рожка пастухи собирали стадо и охраняли его.
Дети играют в русскую народную игру «Дедушка Рожок».
Описание.
Один игрок назначается «Дедушкой Рожком», который сидит на пеньке. Остальные подходят к нему со своими словами, как - бы дразня его. А дедушкой Рожком у нас будет кто?
Дети: дедушка.
-Ах ты, дедушка Рожок
На печи дыру прожог…
Дед спрашивает притопывая:
-Кто меня боится?
Дети отвечают:
-Никто!
Игроки разбегаются. «Дедушка Рожок» догнав и дотронувшись до любого игрока, назначает его водящим.
Дедушка : В старину на Руси собирались девушки и парни и водили хороводы, пели песни, и мы с вами сейчас поводим хоровод! Но это не просто хоровод, а хоровод- игра.
Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»
Ход игры.
Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой веревочка). Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.
С вьюном я хожу,
С золотым я хожу.
Я не знаю, куда
Вьюн положить
С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.
Положу я вьюн
На правое плечо.
На третий куплет движения повторяются.
А со правого,
На левое положу.
К концу песни с «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий игрок становится ведущим, и игра повторяется.
Воспитатель: Большое спасибо вам! Дети вам понравилось?
Дети: да.
Воспитатель: что особенно понравилось?
(Ответы детей).
Воспитатель: а вы расскажете своим друзьям?
(Ответы детей).
Дедушка и бабушка : Спасибо и вам тоже, с вами было весело! Вот возьмите, ребята себе на память игрушки, которые вы сделали сами.
Дети и воспитатель прощаются с дедушкой и бабушкой.
Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться в сад. Давайте скажем: раз, два, три, четыре, пять вот мы и в саду опять.