Надежда Молдованова
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Поговорим о лесе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять знания детей о лесе, как сообществе растительного и животного мира
Задачи:
Образовательная :
- Дополнить имеющиеся у детей знания о деревьях, кустарниках, животных, грибах, птицах;
-пополнить словарь детей понятиями «лиственные деревья», «хвойные деревья», «смешанный лес»;
- Расширять представление о зимующих и перелётных птицах;
- Продолжать знакомить с дикими животными и их повадками;
- Закрепить правила поведения в лесу.
Развивающая :
- Развивать умение детей поддерживать непринуждённую беседу;
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе „Поговорим о лесе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Воспитательная:
- Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности.
Материалы и оборудование:
-элементы декорации осеннего леса (осенние листья, грибы);
-аудиозаписи «Звуки леса»;
- проектор; презентацию;
- карточки «Правила поведения в лесу»;
-набор картин «Грибы» и «Птицы»;
- узелок с костюмом Лесовика (безрукавку, шляпу,
- корзина;
- магнитные доски;
- природный материал: шишки, листья, веточки, жёлуди, и т. д.
Предварительная работа:
1. Деятельность педагога с детьми :
-чтение и заучивание пословиц и стихов о лесе;
-беседа «Правила поведения в лесу»;
-настольно-печатная игра «Зоологическое лото»;
-подвижная игра: «Такой листок беги ко мне», «Съедобное –
не съедобное».
- дидактические игры: «Назови дерево», «Чей голос?», «Назови растения»;
- чтение книги: «Птицы в нашем лесу»; В. Зотов «Лесная мозаика»;
-изготовление поделок из природного материала «Животные леса», «Грибы»;
-рассматривание картин: «Мир в картинках», «Деревья и листья», «Кустарники декоративные и плодовые», «Ягоды лесные», «Грибы в картинках».
2. Взаимодействие с родителями:
- экскурсия в лес;
-сбор природного материала;
3. Самостоятельная деятельность детей
- раскрашивание осенних листочков;
-лепка грибов и животных;
-подвижные игры «Догони грибок»;
-настольно-печатные игры «Кто, где живет?», «Живая и не живая природа».
Формы организации совместной деятельности : познавательная, коммуникативная, игровая
Ход НОД:
I.Мотивация
Во время самостоятельной игровой деятельности детей воспитатель обращает внимание на незнакомый узелок, который лежит в уголке. Воспитатель обращается к детям с вопросом : «Чей узелок, кто оставил?». Предлагает посмотреть, что там. Развязывая узелок, воспитатель и дети видят там одежду. Рассматривая и рассуждая, понимают, что одежда для взрослого и предлагают примерить воспитателю.
Примеряя безрукавку, шляпу, звучит волшебная музыка, воспитатель превращается неожиданно в Лесовика, начинает пританцовывать.
(звучит весёлая музыка)
Лесовик:
Это я, седой старик, по прозванью Лесовик
этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу
Лес, мой дом, для всех открыт
Он резною крышей крыт, коль с добром пришёл в мой дом,
Чудеса увидишь в нём.
Я не один здесь живу, со мной мои друзья.
Как я рад вам, не так часто в мой лес заглядывают такие хорошие гости. Я давно наблюдаю за вами из-за дерева. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу.
II. Основная часть
1. Словесная игра (с табличками) «Правила поведения в лесу»
( лесовик объясняет правила игры: показывая вам таблички с «правилами поведения в лесу», что можно делать, а что нельзя, если можно - хлопайте в ладошки, если нельзя - топайте ножками.) Будьте внимательны!
2. Загадывание загадок и рассматривание картин на проекторе.
(лесовик загадывает загадку)
* Есть у людей зелёный друг, весёлый друг, хороший, он им протянет сотни рук и тысяча ладошек. О чем загадка? (дерево) (слайд№1)
Давайте рассмотрим деревья моего леса! (слайд №2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)
Лесовик на проекторе показывает картины, где изображены деревья (дуб, берёза, осина, клён, ель, предлагает внимательно их рассмотреть, и ответить на вопрос: Что общего у всех деревьев? (слайд №9)
( дети дают ответ: корни, ствол, ветки, листочки)
3. Подвижная игра: «Изобрази часть дерева»;
(лесовик объясняет правила игры)
Представьте, что вы деревья!
Как можно изобразить ствол (корни, ветки, листья)
А теперь под музыку вы бежите по кругу, когда я назову часть дерева, вы должны остановиться и изобразить.
4. Беседа, рассматривание картин на проекторе: «деревья», «кустарники».
Ребята, а я вам хочу рассказать о том, что все деревья на которых растут листочки, называются – лиственные, а деревья на ветках которых растут иголки называются – хвойные. Иголки – это хвоинки. В лесу бывает так, что растут и лиственные и хвойные деревья – это дуб, сосна, берёза, ель, клён и т. д. они называются смешанные, они любят расти вместе. (слайд №10)
А что ещё растёт в наших лесах? (слайд№11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20)
Лесовик на проекторе показывает картины, где изображены кустарники : калина, боярышник, шиповник, красная смородина, сирень, крыжовник, барбарис, жасмин, облепиха, ежевика и т. д.
и предлагает детям назвать, какие они знают, а какие не знают кустарники, лесовик им называет, и предлагает запомнить.
Скажите, а что же общего и чем отличается дерево от кустарника.
На проекторе дети рассматривают картину дерева и кустарника
(слайд №21, 22)
( Ответ детей: общего - корни, листья, ствол, а отличаются (по высоте – кустарник «низкий», а дерево – «высокое»)
5. Беседа над содержанием пословицы, рассматривание картин на проекторе.
«Возле леса жить – голодному не быть». О чем это?
Чем же в лесу можно полакомиться? (ответ детей) (слайд №23)
(лесовик на проекторе показывает картины, где изображены : ягоды, грибы)
Какие лесные ягоды вы знаете?
( ответ детей: земляника, брусника, малина, черника)
(лесовик показывает на проекторе картинки с изображением ягод)
(слайд №24)
А какие грибы можно найти в лесу?
( ответ детей: опята, подосиновик, лисички, сыроежки, боровик, мухомор, поганка, ложный опёнок) (слайд№25, 26, 27)
6. Дидактическая игра: «Съедобное – не съедобное»
(лесовик объясняет правила игры)
Я сейчас разложу на полянке грибы, а вы мне должны собрать в мою волшебную корзинку только съедобные грибы Я посмотрю, хорошо ли вы знаете.
(дети кладут в корзинку только съедобные грибы)
(игра проводится под музыкальное сопровождение.)
7. Словесно-двигательная игра
- по тропинке по лесной мчится заинька косой (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
- а вот рыжая красавица, всем ребятам нравиться (манерная ходьба на носочках перекрестным шагом)
- а вот серый волк зубами щёлк, по лесу бежал, добычу искал, весь лес обошёл, ничего не нашёл (ходьба широким шагом)
- а вот мишка косолапый по лесу идёт шишки собирает, песенку поёт (ходьба с перекатом с ноги на ногу)
Ребята, вспомните и назовите животных, обитающих в лесу. (слайд№28)
( ответ детей: зайка, лиса, волк, медведь, белка и т. д)
Давайте посмотрим на экран. (на экране изображены животные)
(звучит фонограмма звуков птиц)
8. Дидактическая игр: «Перелётные и зимующие птицы» (с карточками)
Тише-тише, что за шум? У меня в лесу не порядок, пока я с вами здесь играл, птицы устроили спор, кто полетит в тёплые края. Нужно птиц помирить, и рассказать, кто полетит в тёплые края. Надо разместить их по местам.
(лесовик раскладывает карточки на столе и объясняет правила игры)
На доске, где изображено «солнышко» будут находится - перелётные, а на доске, где изображена снежинка - зимующие.
(дети рассаживают птиц под музыкальное сопровождение.)
III. Заключительная часть
1. Составление макета леса
О том, что мы сегодня увидели, узнали, я предлагаю вам самостоятельно изобразить на макете, который будет назваться «Лес». А что такое лес?
2. Угощения детям. Спасибо ребята, вы хорошо справились с моими
заданиями, и в знак благодарности примите гостинцы (грибочки).
(неожиданно зазвучала волшебная музыка, и лесовик снимает шляпу, безрукавку)