Доденкова Марина Николаевна
НОД «Морские животные в опасности» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательной образовательной области
«Морские животные в опасности»
с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание:
Обучающие:
• Способствовать расширению знаний детей о море, его разном состоянии, его обитателях;
• Закреплять знания детей о последствиях загрязнения воды;
Публикация «НОД „Морские животные в опасности“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
• Учить осуществлять опытно-исследовательскую деятельность по инструкции взрослого;
• Учить формулировать элементарные выводы и обобщения.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность, инициативу, сообразительность, самостоятельность;
• Стимулировать речевую активность.
Воспитательные:
• Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, заботливое отношение к природе;
• Формировать чувство сопереживания, взаимопомощи.
• Воспитывать навыки сотрудничества.
Методы и приемы.
1) Наглядные – презентация, показ способ действия при организации опытной деятельности.
2) Словесные – вопросы, художественное слово (загадки, стихотворения, вопросы констатирующего и поискового характера.
3) Практические – здоровьесберегающая технология (физкультурная минутка, оздоровительная, зрительная и дыхательная гимнастики, релаксация, имитационные движения: «Путешествие на корабле», опыты.
Оборудование:
4) Технические средства: ноутбук, телевизор.
5) Демонстрационный материал (для педагога): одноразовая посуда (стаканы, миска, мерная кружка, пипетка, скатерть; кусочек белого меха, часть непрозрачного (черного) и прозрачного полиэтилена, перья, салфетки, прищепки, вода;
6) Раздаточный материал (по количеству детей): одноразовая посуда (стаканы, миски, мерные кружки, пипетки, скатерти; кусочки белого меха, части непрозрачного (черного) и прозрачного полиэтилена, перья, салфетки, прищепки, вода;
7) Спецодежда (фартуки, нарукавники - для педагога и детей).
Предварительная работа:
• Беседа «Море разное бывает».
• Просмотр слайдов «Обитатели морских глубин и прибрежных зон».
• Рассматривание альбома «Морские обитатели».
• Чтение художественной литературы «Море» и «На севере», «Пони, который хотел увидеть море».
• Заучивание стихотворений о морских обитателях.
• Работа с родителями: изготовление поделки «Медуза».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Вводная часть. Воспитатель приветствует детей.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, крепенький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
На экране - слайд - сигнал SOS
- Ребята, слышите! Как вы думаете, что это за сигнал? (Это сигнал SOS)
- Что означает этот сигнал? (Этот сигнал означает бедствие, просьба о помощи и прочее).
- Правильно, ребята, молодцы! А чтобы узнать кому нужна помощь, давайте отгадаем загадку.
У родителей и деток вся одежда из монеток,
Через море-океан плывет чудо-великан. (Кит)
- Значит. Кто же нуждается, ребята, в нашей помощи? (Рыбы, киты, дельфины и прочее)
- Кто еще проживает на берегу моря?
- На чем мы можем отправиться в путь на помощь всем морским обитателям? (ответы детей, дети перечисляют все виды транспорта, на котором можно отправиться в путешествие).
- Молодцы, много назвали видов транспорта! Я предлагаю отправиться в путешествие на научно-исследовательском судне, на воображаемом «Мыслелоте». Вы согласны со мной?
- Перед путешествием нам необходимо зарядиться бодростью.
Воспитатель проводит оздоровительную гимнастику
«Большим и указательным пальцем помассируйте мочки ушей:
5 раз в одну сторону,
5 раз в другую сторону.
Опустите руки, встряхните ладонями».
Основная часть.
- Итак, займите свои места на судне «Мыслелот». (Имитация судна - узкая физкультурная скамья). Отправляемся.
На экране - слайд - изображение моря и чаек.
Звучит шум моря, крики чаек. Дети сидят рядом друг за другом на скамье.
- Закройте глаза и представьте, что судно раскачивается на волнах. Оно следует по курсу.
- Откройте глаза. Что мы слышим? (Ответы детей: шум моря, крик чаек, тепло и свет ласкают нас).
- Медленно втягиваем воздух, почувствуем запах моря.
- Что такое море? (Ответы детей)
- Да, море - это громадное водное пространство.
На экране - слайд - изображение спокойного моря - штиль
- Посмотрите на экран и скажите, какое море бывает в солнечный день? (Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, на море штиль).
На экране - слайд - изображение слегка волнующегося моря - бриз
- Посмотрите на экран, что происходит с морем, когда небольшой ветерок играет с ним? (По морю бегут волны с кудрявыми белыми гребешками).
- Внимание, попрошу всех собраться на палубе.
Воспитатель проводит физминутку «Мы не будем торопиться».
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся)
На экране - слайд - изображение сирены.
Звучит тревожный звук сирены.
- Ребята, внимание на корабле включена сигнальная тревога!
- Включить радиостанцию.
На экране - слайд - видео крушение танкера с нефтью
- Ребята, что такое нефтяное пятно? (Это очень тоненькая пелёночка на поверхности воды; морские волны принесут это нефтяное пятно на берег)
- Ребята произошла экологическая катастрофа!
- А какие последствия этого мы узнаем, посетив нашу корабельную лабораторию.
- Срочно отправляемся в нашу научно-исследовательскую лабораторию.
- Получить всем спецодежду!
Дети одевают фартуки и нарукавники, которые висят на стульях.
- Дети помогите друг другу.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику
Наука изучает разное:
Живое, страшное, прекрасное!
О рыбах, кошках и собаках,
И разных знака Зодиака!
Всё обо всём мы знать должны,
Когда мы станем взрослыми!
Взрослыми и обязательно учёными!
- Присаживайтесь за столы.
Воспитатель проводит гимнастику для глаз.
- Приглашаем глаза к работе… «Рассматриваем лабораторное оборудование на столе».
- Я называю номер предмета, а вы находите его у себя на столе.
- У всех все достаточно?
Проведение опытов с детьми.
Опыт 1.
- Итак, давайте посмотрим. Что происходит на поверхности моря, когда там проливается нефть.
- Нашли емкость № 1, пододвинули к себе.
- Нашли мерный стакан под № 2, выливаем в емкость № 1.
- Нашли емкость № 3. Возьмите его в руки и определите, что там находится, посмотрите, понюхайте. Поставили на стол.
- Возьмите в руки пипетку и опустите её в емкость с маслом, нажали на неё.
- Что происходит? (Пузырьки, выходит воздух)
- Набрали масло в пипетку.
- Аккуратно поднесите её к емкости с водой и выдавите все содержимое в воду.
- Использованную пипетку кладем в емкость № 6.
- Поставили емкость № 3 на место.
- Что происходит с каплей масла. (Масло растекается по воде и покрывает воду пленкой) Именно так и произошло при разливе нефти с танкера).
Опыт 2.
- Какие птицы обитают на море и на морском побережье. (Чайки, гагарки, кайры, поморники, фламинго, пеликаны, альбатросы)
- Птицы садятся на воду, отдыхают либо ныряют за рыбой.
- Как вы думаете, если птица сядет на такое масляное пятно что произойдет? Давайте проверим.
- Пододвиньте к себе емкость № 4. Определите, что там находится. (Вода)
- Возьмите перо, опустите в стаканчик с водой.
- Посмотрите теперь на перо. Что вы на нем видите? (Капельки воды).
- Намокло-ли перо? (Перья не намокли) Почему? (Вода скатывается). Обмакните его о салфетку.
- А теперь опустите перо в наше масляное пятно. Какое перо стало?
- Скатывается ли с него масло как вода? (Нет)
- Соедините перья друг с другом. Что вы почувствовали, когда разъединяли перья? (Перья приклеиваются друг к другу)
- Птицы смогут взлететь? (Нефть склеила им перья, птицы остались на воде и погибли)
- Кладем перо в емкость № 6. Оно нам больше не понадобится.
- Ребята для следующих исследований нам надо размять наши пальчики.
- Отдохнем.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.
Без науки нам не жить.
В магазин нам не сходить!
Мы научимся считать,
Буквы разные писать!
Будем очень много знать
И науку уважать!
- Спасибо. Присаживаемся и продолжаем наше исследование.
Опыт 3.
- Кроме птиц, каких еще обитателей моря и морского побережья вы знаете? (Белые медведи, тюлени, моржи, морские котики)
- Давайте посмотрим, как эта экологическая катастрофа может повлиять на жизнь, например, белого медведя.
- Возьмите кусочек белого меха.
- Приложите его к щеке. Какой он? (Мягкий, теплый, пушистый)
- Почему у медведя такой мех? Зачем он нужен? (Согревает его в холод)
- А что же будет с мехом медведя, если он попадет в нефтяное пятно? Давайте посмотрим.
- Опустите в масляное пятно кусочек меха.
- Посмотрите, каким стал мех? (Липким, слипшимся)
- Медведю понравится быть таким грязным?
- Как медведь будет приводить себя в порядок? (Облизывать себя языком, счищают лапами и когтями)
- А если они сами себя очищают языками, то что произойдет с нами (дети: медведь отравится нефтью и погибнет)
- Ребята положили мех в емкость № 6.
- Переходим к завершению нашей исследовательской работы.
Опыт 4.
- Ребята, назовите морских обитателей. (Рыбы, дельфины, водоросли)
- Как вы думаете, а им угрожает опасность?
- Давайте проверим. Сравним как будут видеть солнышко морские обитатели сквозь чистую воду и сквозь нефтяное пятно.
- Возьмите прозрачную пленку. Что вы видите сквозь нее? (Свет)
- А теперь посмотрите через черную пленку, это нефтяное пятно. Что видите? (Темно)
- А что нужно для жизни в воде морским обитателям? (Воздух, свет, вода)
- Смогут ли морские обитатели жить без кислорода и света? Почему? (Потому, что солнечные лучи не проникают через темное пятно и растения погибнут, и море станет непригодным для жизни)
- Положите пленку в емкость № 6.
- Исследования подошли к концу.
- Посмотрите порядок на своем рабочем столе.
- Поставьте емкости в ряд.
- Встаем и помогаем друг другу снять спецодежду.
- Возвращаемся на палубу. (Дети садятся обратно на скамью)
- Так какие же последствия вызывает разлив нефти.
(Из-за аварии нефть вылилась, и произошла экологическая катастрофа, где пострадали или погибли птицы, животные, растения моря и морского побережья)
На экране - слайд - фото кораблей, которые собирают нефть
- Пока мы проводили исследования справа по борту подошел другой танкер.
Танкер, который очищает море от пролитой нефти.
-Давайте понаблюдаем за ним.
- Люди заботятся об экологии и там, где нефть выливается в море – специальные корабли, нефтесборщики, при помощи специальных порошков засыпают нефтяное пятно и при помощи специальных приспособлений собирают нефть.
- Пройдут годы, прежде чем эти берега и море очистятся от нефти, и в морской воде снова будут жить водоросли, рыба, морские, животные.
Заключительная часть
- А теперь закрыли глаза и представили, как наше судно раскачивается на волнах
На экране - слайд -изображение моря
Воспитатель проводит релаксацию. Звуки моря, волн.
- Вот мы и вернулись. Юные экологи, подойдите все ко мне.
- Что в сегодняшней работе было для вас труднее всего?
- А что вам было легко?
- Я хочу пожелать, чтобы вы всегда были добрыми, любили и берегли природу.
- А, чтобы вы и наши гости не забыли о нашем путешествии, подари всем застывшую капельку моря.