валентина сушина
Конспект комплексного занятия по теме «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид совместной деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Форма организации совместной деятельности: решение проблемной ситуации.
Тема: «Дикие животные».
Виды деятельности: познавательная, игровая, продуктивная.
Цель: Расширение представлений детей о диких животных.
Публикация «Конспект комплексного занятия по теме „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Задачи: 1. Продолжать знакомить с дикими животными и их детенышами, месте их обитания.
2. Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат). 3. Развивать умение употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей. (Медведь -медвежонок -медвежата).
4. Познакомить с получением промежуточного цвета путем смешения двух красного и желтого.
5. Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы.
Материал и оборудование: макеты деревьев, фланелеграф, игрушка белка, картинки животных, детенышей и их жилищ, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прищепки, картинки с угощением для животных, мешок, белая бумага, акварельные краски красная и желтая, кисти, палитра, стаканы с водой, штампик из картофеля в виде грибочка, воздушный шар, посылка с гостинцами.
Ход занятия.
Организационный момент.
-Ребята, в лесу случилась беда, леший перепутал всех диких животных с их детенышами, а еще поменял местами их дома, и теперь животные не знают, что им делать, ведь сами они с этой бедой справиться не смогут. Как вы думаете, а мы сможем им помочь? (Ответы детей).
-А как это сделать, если животные в лесу, а мы с вами в группе? (Ответы детей).
-Тогда нам предстоит отправиться в путешествие. Как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Ответы детей).
-Можно путешествовать не только пешком, но и на машине, поезде, корабле, самолете. А у нас с вами волшебное занятие, поэтому мы отправимся в путешествие на воздушном шаре.
(Воспитатель выносит воздушный шарик на длинной веревочке, накаченный гелием).
Основная часть (путешествие).
-Берите в руки веревочку и полетим.
Мы на шаре летим,
В лес густой попасть хотим,
Нам на землю б опуститься
На полянку приземлиться.
(Все вместе дети проходят между березами и елочками и останавливаются у фланелеграфа, на котором расположены кусты, елочки и другие деревья; жилища животных, а около «домиков» животных – цветные геометрические фигуры).
-Посмотрите внимательно, как вы думаете, что здесь изображено? (Лес)
-А что же это в лесу? (Цветные геометрические фигуры).
-Какие фигуры вы узнали? (Акцент на цвет и форму). (Ответы детей).
-Ребята, а что это за пушистый маленький зверек на елочке?
(Воспитатель показывает игрушку). (Белочка).
-Белочка мне шепнула на ушко, что эти цветные геометрические фигуры –заколдованные лесные жители, а чтобы их расколдовать, надо очень постараться и отгадать загадки.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (Белка).
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та,
Как зовут её?. (Лиса).
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц).
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой,
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь).
(Дети по очереди снимают с фланелеграфа геометрические фигуры и отгадывают загадки, которые на них написаны. Если загадка отгадана верно, около «домика» появляется изображение животного).
-Молодцы же вы, ребятки, отгадали все загадки. Все эти животные живут в лесу, сами добывают себе еду, защищаются, прячутся, строят или находят себе дом. А как называются животные, которые живут в лесу?
(Дикие).
-А как называется домик белки? (Дупло).
-Верно, ребята. Дупло образуется в старом дереве. Белочки делают там свои кладовые, где хранят припасы на зиму. А чем белки любят угощаться? (Орехами, шишками, ягодами, сушеными грибами).
-В одних дуплах белочки живут, а в других хранят припасы.
-А где живет лиса? (В норе).
-Да, дети, обычно свои норы лисы устраивают под корнями деревьев; их норы широкие и глубокие. Ребята, а чем любит питаться лиса? (Мышами, птицами, зайцами).
-У всех в лесу есть свои домики, а вот у зайца нет; он ночует под елками, кустами, грызет кору деревьев, ветки, листья и траву.
-А кто живет в берлоге? (Медведь).
-Конечно, ребята. В конце лета и начале осени у медведя главное дело - много есть, чтобы под шубой нарастить жир, чтобы на зиму хватило. Что любит поесть медведь? (Ягоды, мед, орехи, желуди, насекомых). Поздней осенью, когда земля промерзнет, а на деревьях не будет листочков, завалится медведь в берлогу, занесет его снегом, тогда он станет похож на огромный сугроб. Так и проспит медведь всю зиму в берлоге до самой весны; ведь зимой медведи спят.
-Ребята, животных мы расколдовали. Но детенышей не вернули. Поможем мамам зверей? (Да).
-Возьмите картинку детеныша, которая вам нравится и прикрепите рядом с «мамой».
(Картинки размещены на елочках с помощью прищепок. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами).
-А теперь правильно назовите животное и его детеныша. (Ответы детей).
У медведя – медвежонок, а если их несколько - медвежата.
У лисы- лисенок, а если их несколько - лисята.
У зайца – зайчонок, а несколько - зайчата.
У белки – бельчонок, а несколько - бельчата.
- Дети, какие вы молодцы! Всех детенышей вернули своим мамам. Если бы звери могли говорить как люди, то обязательно бы вам сказали «спасибо».
- А сейчас все по порядку встали быстро на зарядку, но не простую, а звериную.
Раз - присядка, два- прыжок
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся-
Очень любят потянуться,
Потихонечку зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Впереди из-за угла
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках посидим.
- Ой, ребята, а что это за мешок под елочкой? (Дети разглядывают мешок, заглядывают в него. Воспитатель достает картинки с угощением для животных).
- Да это же угощение для наших лесных жителей. Ребята, вы запомнили, что любит лиса? (Заяц, белка, медведь). (Ответы детей). (Дети крепят картинки с угощением у жилища животного. Белочке угощенья нет).
-Дети, всех животных мы угостили? (Нет, белочке не хватило).
-Что же делать? (Ответы детей).
-А где же нам взять грибы? (Воспитатель подводит к тому, что грибы можно нарисовать и приглашает детей за столы, где приготовлены листы белой бумаги, гуашевые краски красная и желтая, кисть, палитра, стаканы с водой, штампик из картофеля в виде грибочка).
-Ребята, что мы сейчас будем делать? (Рисовать грибочек для белочки).
-Что нам для этого нужно? (Ответы детей).
-Каким цветом мы будем рисовать грибок? (Ответы детей).
-Ребята, слышите, что это за звук? По-моему это спорят наши краски, кто из них красивее и кому рисовать грибок. Но у нас с вами есть волшебная кисточка, которая подружит наши краски. (Воспитатель подносит кисточку к своему уху).
-Ребята, мне волшебная кисточка предложила, чтобы краски нарисовали грибок для белочки вместе. Для этого на палитре смешиваем обе краски желтую и красную. (Воспитатель показывает, дети повторяют). Ребята, смотрите, какая краска у нас получилась. Как называется этот цвет? (Оранжевый). Какие дикие животные у нас оранжевого цвета? (Лиса, белка). А что еще у нас в группе оранжевого цвета? (Дети перечисляют). А теперь давайте закрасим новой краской штампик, и нанесем оттиск на бумагу. (Воспитатель показывает, дети повторяют).
-Ребята, какого цвета у нас получился грибок? (Оранжевого).
-Куда же нам положить наши грибочки, чтобы белочка увидела? (Ответы детей).
-А под елочкой она заметит их? (Да).
(Дети кладут свои рисунки под елочку).
Рефлексия.
-Какие вы молодцы, сколько грибочков нарисовали. Какого цвета наши грибы? (Оранжевого).
-Как мы получили оранжевый цвет? (Смешали жёлтую и красную краски).
-Теперь и белочке есть угощение, она будет рада. Ребята, а каким диким животным мы помогли? (Ответы детей).
-А где живет белка? (Медведь, лиса, заяц). (Ответы детей).
-Какие вы, ребята, молодцы! Животных мы расколдовали? (Да).
-Детенышей мамам вернули? (Вернули).
-В домики поселили? (Поселили).
(Оценка деятельности детей).
-А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А где же наш волшебный шарик? Ребята, мы его за веревочку не привязали и он улетел. Что же делать? (Ответы детей).
-Придется в детский сад возвращаться пешком, прогуляться по лесу и подышать свежим воздухом полезно. Отправляемся в путь!
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Раз-два, раз-два
В детский сад пришли, ура!
(Вдруг неожиданно для всех раздается стук в дверь, заходит сотрудник детского сада с посылкой в руках и спрашивает) :
-Ребята, почтальон принес посылку и просил передать детям, которые навели в лесу порядок. Вы не знаете какая группа это сделала? (Ответы детей).
-А белочке тоже вы помогли? (Да).
-Тогда эта посылка вам. (Дети окружают посылку, разглядывают ее; воспитатель достает гостинцы).
-Ребята, да это же гостинцы от животных. Они нас благодарят за помощь. (Воспитатель угощает детей орешками).
Методическая литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд. ,испр. и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.-336с.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. -Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.- 262с.
3. Шоригина Т. А. Беседы о том, кто где живет. –М. : ТЦ Сфера, 2011.-80с.
4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной,- 2-е изд. ,испр. - М. : ТЦ Сфера, 2013.- 192с. (Ребенок в мире поиска).
5. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р. Г. Казаковой- М. :ТЦ Сфера, 2005.- 128с. (Серия «Вместе с детьми).