Дельцова Елена Юрьевна
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Подземные богатства земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности «Василёк».
«Подземные богатства земли»
Тема : «Подземные богатства земли» .
Цели: расширять знания о природе и ее значимости для человека; формировать представления дошкольников о природных явлениях, умение формулировать выводы, делать маленькие «открытия».
Задачи:
- познакомить с полезными ископаемыми (песок, уголь, нефть, гранит, глина);
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Подземные богатства земли“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту);
-познакомить детей с природным явлением – вулканом, извержением вулкана;
-развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, организованность, самостоятельность)
-развивать умение самостоятельно формировать выводы, по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания;
-формировать экологически грамотное поведение в быту и природе;
-дать представление детям о свойствах нефти.
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы работы с детьми: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Предварительная работа:
Чтение детской энциклопедии "Почемучек", детской энциклопедии "Все обо всем", рассматривание фотографий, иллюстраций различных горных пород, полезных ископаемых. Изготовление макета вулкана.
Беседы «Полезные ископаемые», «Вулканы»; о профессиях «Вулканологи» и «Геологи».
Словарная работа: вулканологи, геологи, научная конференция.
Предметно пространственная среда: образцы полезных ископаемых, интерактивная доска; проектор.,
Методы и приё мы:
- словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, указания, чтение энциклопедического материала, педагогическая оценка.
- наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеоклипа, использование карточек-схем.
Ход образовательной деятельности:
МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
1. Эмоционально-положительный настрой на образовательную деятельность.
Здравствуйте ребята!
- Ребята, сегодня по электронной почте к нам пришло видеописьмо. Я предлагаю вам его посмотреть.
Лунтик. Мои друзья собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, а еще какие-то горы ва-лка-ны или ву-лканы,тьфу ты, не помню. А меня брать не хотят. (плачет)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что друзья Лунтика собираются искать?
Ответы детей.
Воспитатель: Лунтик, почему друзья не хотят тебя брать в поход?
Лунтик. Да, они говорят: «Ты, Лунтик, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!». И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался.
Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может быть наши дети помогут их разгадать?
Лунтик. Правда поможете? Я их записал в свою записную книжечку.
Воспитатель. Дети, мы поможем Лунтику?
Ответы детей.
Воспитатель. Что бы помочь Лунтику, я предлогаю провести научную конференцию. Вы приглашение принимаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое научная конференция?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, как называются люди, занимающиеся наукой?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам выступить в роли юных ученых. Итак, мои юные ученые, мы с вами отправляемся на научную конференцию. В нашей конференции примут участие две группы ученых. Это – вулканологи (под музыку и аплодисменты вулканологи занимают свои места) и геологи. Занимайте свои места.
Воспитатель: Коллеги, скажите, кто такие геологи?
Ответы детей.
Воспитатель: Что такое полезные ископаемые?
Ответы детей.
Воспитатель. Назовите виды полезных ископаемых? Приведите
примеры.
Ответы детей.
Воспитатель. Коллеги, скажите, кто такие вулканологи?
Ответы:
Гимнастика для глаз.
Побыстрее встали в круг! Я ученый, ты мой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами, и друг другу улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили, глазки влево, вправо, вверх
И зажмурили совсем. А теперь смелей вперёд. В научный мир дорога нас зовет.
Воспитатель: Теперь давай поможем Лунтику с его загадками.
Лунтик.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок.)
Ответы детей.
Лунтик.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
(Гллина)
Ответы детей.
Лунтик.
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит.)
Ответы детей.
Лунтик.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий.
(Уголь.)
Ответы детей.
Лунтик.
Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это.
(Нефть.)
Воспитатель: Лунтик послушай. Дети подойдите к столу, я вам что-то покажу. Вы уже знаете, для чего нужна нефть и что из нее делают (дети называют). А расскажите, какая она (дети – черная, маслянистая, плохо пахнет). Нефть – это полезное ископаемое. Но с нефтью, как с другими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно. А почему? (ответы детей). Правильно! Если нефть попадет в море, озеро то одна будет плавать на поверхности воды и от этого погибнет много животных, птиц и растений. А если нефть загорится, то потушить такой пожар будет очень непросто. Вот посмотрите, у меня есть немного нефти (воспитатель предлагает детям и Незнайке понюхать). Если я налью немного нефти в стакан с водой, то посмотрите, что получится. Нефть будет плавать на поверхности воды. А теперь я возьму птичье перо и опущу его в стакан. На перышке осталась нефть. А, как мы с вами говорили, что это очень опасно для птиц. От этого они погибают. Значит с полезными ископаемыми нужно обращаться очень, Очень осторожно.
А теперь давайте поиграем в игру “Твердое, жидкое, газообразное”
Если воспитатель называет “твердое” - дети становятся в круг, взявшись за руки. “Жидкое” - двигаются друг за другом – ручейки. Газообразное – разбегаются.
Лунтик.
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Кашей огненной плеваться.
Старый добрый великан –
Это дедушка (Вулкан).
Воспитатель: Лунтик, а что ты знаешь о вулканах?
Лунтик. Не знаю.
Воспитатель. Ребята, что вы можете рассказать Лунтику о вулканах?
Ответы детей.
Воспитатель. Какой вулкан называется действующим?
Ответы детей.
Воспитатель. Какой вулкан называют спящим?
Ответы детей.
Воспитатель. Какие вулканы называют потухшими?
Ответы детей.
Воспитатель: Вулканы, не смотря на их грозность, красивые горы. Извержение вулканов-это природное явление. Скажите, пожалуйста, а есть ли польза от вулканов?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь мы пойдем в нашу научную лабораторию и проведем опыт и сами разбудим вулкан.
Лунтик. Я тоже хочу с вами.
Воспитатель: Дети возьмем с собой Лунтика?
Ответ детей.
Воспитатель: Что нам необходимо сделать для того, что бы попасть в лабораторию?
Ответы детей.
Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?
1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)
2. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)
Динамическое упражнение “В лабораторию”.
В лабораторию за опытом
Приглашаю вас пойти. (дети шагают на месте)
Интересней приключения
Нам, ребята, не найти. (приседают)
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь. (ходьба в хороводе)
По дорожкам, по тропинкам,
Вместе мы гулять пойдём. (дети шагают на месте)
Много, много интересного,
Мы для себя найдем. (повороты влево, вправо)
Воспитатель: и вот мы в лаборатории, что мы здесь видим? Какой вулкан?
Ответы детей.
Воспитатель: сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан.
Проведем опыт «Извергающий вулкан» на макете.
Для проведения опыта нам понадобится: макет вулкана и материалы для опыта: вода, красная краска для придания цвета лаве, две чайные ложки пищевой соды, несколько капель средства для мытья посуды, 20-30 мл столового уксуса 3-9%.
Воспитатель: Получилось у нас разбудить вулкан? Какой он теперь?
Ответы детей.
Лунтик. Спасибо ребята за знания, теперь я могу со своими друзьями отправить в поход. До свидания
Ответ детей.
Рефлексия: Расскажите свои впечатления, когда вы были на конференции и работали «учеными» в лабораториях.