Надежда Афанасова
Конспект НОД с детьми подготовительного возраста «В гости к Северянам»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Обобщать знания детей о Севере через использование этнокалендаря. Продолжать учить обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение.
2. Развитие связной речи через разные виды рассказывания: диалог, монолог, загадки.
3. Развивать у детей психические процессы за счет использования приемов мнемотехники: коллаж, таблица, упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти.
4. Воспитание любви к родной стране, толерантности к другим народам.
Предварительная работа:
- рассматривание репродукций картин о Родине и Севере;
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительного возраста „В гости к Северянам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- заучивание стихотворений о Родине: М. И. Исаковский, З. Александрова; о Севере.
- прослушивание записей песен о Родине и Севере;
- рассматривание карты России;
- чтение рассказов Баруздина «Страна в которой мы живем»;
- изготовление макета чума и людей Севера;
- рисование и лепка на тему «Животные Севера»;
- изготовление шапочек – масок.
Используемые материалы:
- карта России;
- маршрутный лист;
- наглядные пособия- картины: северное сияние, оленья упряжка, белые медведи; иллюстрации: жизнь на Севере, дымок над чумом;
- записи музыкальных произведений;
- шапочки – маски;
- коллаж;
- мнемотаблицы.
Ход занятия:
Стоя у карты России.
- Ребята, 4 ноября наша страна отмечала особенный праздник «День народного единства», и мы с вами говорили об этом празднике. Этот праздник празднуют все народы нашей страны. Сегодня я получила письмо от жителей Крайнего Севера. Они дарят нам путевку на путешествие по их краю.
Разговор об отечестве:
- Где мы с вами сейчас находимся, откуда начнется наше путешествие? Конечно, а Санкт – Петербург является одним из городов нашей огромной страны. Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. Покажите границы нашей Родины на карте. (Ребенок проводит указкой по границе России).
- Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия. Наша Родина – Россия).
- А мы живущие в ней, как называемся? (Тех, кто живет в России, называют россиянами).
- А как называли нашу Родину в древние времена? (Нашу Родину тогда называли Русью).
- Как можно назвать нашу Родину? (Отечество, Отчизна, Отчий дом, Россия- матушка).
- Подберите слова определения к слову «Россия» какая? (любимая, родная, прекрасная, могучая, огромная, необъятная, бескрайняя, богатая, сильная, красивая и др).
- Ребята, в конверте есть что – то еще.
Достает из конверта маршрутный лист, показывает детям.
- Ребята, как вы думаете, что это такое? (План, схема, маршрут).
- Да, это маршрутный лист, он необходим для нашего путешествия.
Рассматривание маршрутного листа, обсуждение.
- Дети, откуда начнется наше путешествие? (Из нашего родного города – Санкт – Петербурга).
- Из Санкт – Петербурга мы отправимся на Север. Путь далекий. Покажите на карте, как будет проходить наше путешествие. (Дети показывают).
Объявляется посадка на самолет.
- Уважаемые пассажиры, займите свои места в салоне самолета. Пристегните ремни. (Дети садятся за столы).
- Путешествие наше необычное, потому и самолет особенный, что бы он взлетел, нам необходимо выполнить задание. Слушайте внимательно:
Вы должны запомнить 10 слов: Север, зима, снег, мороз, ночь, звери, чукча, олень, упряжка. (Упражнение на развитие слуховой памяти «10 слов»).
- Наш самолет набирает заданную высоту, пока мы находимся в полете, предлагаю вам вспомнить стихи про Север и прочитать их. (Дети читают стихи).
- Внимание! Наш самолет совершил посадку. За бортом температура – 40. Нам необходимо надеть теплую одежду. (Имитация одевания. Выходят из самолета).
- Какая красота вокруг! Мы с вами на Севере. Ребята расскажите, что вы знаете о Севере?
Север – это часть России. Он далеко. Там холодно, полярная ночь, северное сияние, вьюга, пурга, мерзлота, кругом льды. Зима на Севере долгая, суровая, морозная. Солнце не показывается и наступает полярная ночь. Лето короткое. Солнце не успевает прогревать землю, поэтому деревья там низкорослые. На Севере живут разные народы : эскимосы, чукчи, якуты. Они разводят песцов и оленей. Живут в чумах, ярангах. Передвигаются на оленьих и собачьих упряжках. Северяне занимаются охотой и рыболовством.
- А теперь я предлагаю вам поиграть: давайте придумаем загадки, в которых говорилось бы о Севере : животных, растениях, людях, и будем отгадывать их. (Дети придумывают загадки связанные с Севером).
- Ребята, мы действительно здесь видим все, о чем были ваши загадки. И северное сияние, и снега, и упряжку и чум.
Посмотрите встретились морж и олень, как вы думаете, о чем они могли бы говорить (дети одевают маски животных). (Словотворчество детей- диалогическая речь).
- А здесь сидит у чума собака, как вы считаете, о чем она думает? (Словотворчество детей- монологическая речь).
- Ребята посмотрите, какая необычная картина (показывает коллаж).(Рассматривание коллажа).
- Посмотрите на картину и запомните, что на ней изображено и в каком месте! Теперь я переверну картину, а вы назовете и покажите, что и на ней изображено. (Дети выполняют упражнение на зрительную память «Коллаж»).
- Холодно! Бр-р-р! Очень холодно! Давайте согреемся, потанцуем. (Дети танцуют под фонограмму «Танец белых медведей» (имитируя движения животных Севера).
- Нам пора возвращаться. Садитесь в самолет. Дети вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю записать ваши впечатления о путешествие, а поможет вам таблица. (Детям предлагается заполнить мнемотаблицу и выслушать 2-3 рассказа).