Мария Ступак
Конспект урока «Неопределённая форма глагола»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Неопределенная форма глагола.
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна.
-Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наш урок.
- А теперь проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник «Русский язык», тетрадь, письменные принадлежности. А также 4 карточки.
- Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах, ноги стоят вместе.
Публикация «Конспект урока „Неопределённая форма глагола“» размещена в разделах
II. Мотивационно-целевой этап
-Послушайте внимательно стихотворение.
Что без меня предметы?
Лишь название
А я приду-
Всё в действие придёт
Летит ракета
Люди строят здания
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала?
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
-Прочитайте написанные на доске слова:
(Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти)
-Найдите в них общее.
-Какие можете назвать различия?
-Возьмите карточку под №1.
-Распределите данные слова по временам.
п. в. (Выкопал, выдержал) н. в. (угрожают) б. в. (зашагает, стемнеет, сбегут)
-Проверяем. (Сл.)
-С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
-Слова «решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы? (Для этих слов нет столбика)
-Какая перед нами возникла проблема? (мы не можем определить форму глагола)
-Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп? (потому что у них невозможно определить время)
-Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя.)
-Число? (Число также нельзя определить)
-Куда поместим глаголы? (в отдельный столбик)
-А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число?
(Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола)
-С какой же формой глагола мы познакомимся на уроке? (с неопределенной)
-Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
(Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.)
-В русском языке есть глаголы, у которых нельзя определить ни время, ни число. Они называются глаголами неопределенной формы.
-А кто догадался какая тема нашего урока? (неопределенная форма глагола)
-Какие задачи поставим перед собой?
-Познакомиться с неопределенной формой глагола;
-Научиться находить неопределенную форму глагола в тексте.
III. Изучение нового материала
-Откройте учебник на странице 106. Прочитайте правило.
-Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (они стоят в неопределенной форме)
-Что такое неопределенная форма глагола? (это начальная форма глагола)
-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (Что делать, что сделать)
-На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (-ть, -ти, -чь)
-Что можете сказать? Какое противоречие вам встретилось?
-Такие глаголы имеют 3 названия
-Начальная форма глагола
-Неопределённая форма глагола
-Инфинитив
-Какое из этих названий вам незнакомо?
-Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?
(Она называется неопределенной, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число глагола.)
-А теперь давайте поиграем в игру «Кто самый внимательный». Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Вам необходимо записать глаголы в неопределенной форме.
(Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.)
-Прочитайте глаголы, которые вы записали. На какие вопросы они отвечают?
-Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их (-ть, -ти, чь)
Работа в парах.
-Сейчас поработаем в парах. Какие правила работа в парах мы знаете? (Сл.)
-У каждой пары на столе лежат карточки под №2, вам необходимо собрать пословицы и объяснить, как вы их понимаете.
-Жизнь прожить – не поле перейти (в жизни человека бывает всё – и хорошее и плохое, просто это надо пережить. Каждому человеку суждено пройти свой путь)
-Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (не верь ушам, а верь глазам. Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от много раз услышанного)
-Легко друзей найти, да трудно сохранить (что настоящего друга трудно найти, но легко потерять)
-Найдите в тексте пословиц глаголы неопределенный формы, по одному человеку из пары выйдете к доске и запишите их. (прожить, увидеть, услышать, сохранить)
Работа в группах.
-Разделимся на 2 группы. Ребята, напомните правила работы в группах. (Сл.)
-Возьмите карточку под номером №3.
-Образуйте от данных слов глаголы неопределенной формы.
1. Обед, ужин, работа. (обедать, ужинать, работать)
2. Рисунок, краска, груз. (рисовать, красить, грузить)
- Выполним проверку (документ-камера)
V. Самоконтроль и самооценка.
-Наш урок подходит к концу, возьмите карточку под №4.
-Подчеркните то, что относится к вам.
Урок Я на уроке Итог
Интересный Работал(-а) Понял(-а) материал
Скучный Отдыхал(-а) Узнал(-а) больше, чем знал
Безразличен мне Помогал(-а) другим Не понял(-а)
VI. Рефлексия учебной деятельности
-Итак, что нового узнали на уроке?
-Посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока, выполнили ли мы их? (Сл.)
-Познакомиться с неопределенной формой глагола;
-Научиться находить неопределенную форму глагола в тексте.
-Вернёмся к нашей таблице. Ребята, как можно назвать четвертый столбец? (Сл.)
-С какой формой глагола мы познакомились? (с неопределенной формой глагола)
-На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать)
-Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы? (-ть, -ти)
-Что нельзя определить у глагола неопределенной формы? (время и число)
-Ребята, вы большие молодцы! Большое спасибо за урок. До свидания!