Марьям Ханапиева
Необходимость совершенствования произвольного внимания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В этой статье хочу рассмотреть такую серьезную тему как совершенствование произвольного внимания у дошкольников 4-5 лет. В работе с ребятами этого возраста мы часто замечаем, что дети не могут сосредоточиться на работе, не внимательны, не запоминают данный по ходу занятия материал. За все эти проблемы отвечает произвольное внимание, которое надо тренировать, т. к. от него зависят успех обучения в дошкольном учреждении, а также успехи в школьном образовании. Это тип внимания, которым управляет сам ребенок, сознательно концентрируется на поставленной цели, образуется этот тип внимания во взаимодействии воспитателя с детьми и во взаимодействии ребенка с коллективом.
Публикация «Необходимость совершенствования произвольного внимания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Произвольное внимание - является неотъемлемой частью познавательных процессов оно как бы растворено в восприятии, памяти, мышлении, но не имеет четких критериев. И при этом является условием успешного достижения целей в любой деятельности. Понятие развития произвольного внимания плотно переплетено с развитием у ребенка такого качества как воля.
Основной деятельностью детей в старшей группе является игра. В любой дидактической, подвижной, сюжетно-ролевой игре перед ребенком ставятся определенные задачи и цели. В игровой деятельности ребенок развивает речь, мышление, сосредоточенность, наблюдательность, умение подчиняться правилам игры, а соответственно и произвольное внимание. Исходя, из этого мы видим, что любая направленная игровая деятельность может стать нам хорошим помощником в совершенствовании произвольного внимания. Для этого необходимо вызывать у ребенка неподдельный интерес к своей деятельности, к играм тогда он сможет достаточно долго следить за ходом игры и быть внимательным. В игровой деятельности мы развиваем волевые качества ребенка, где ему приходится ставить цели, преодолевать препятствия, достигать выполнения поставленных целей, оценивать результат своих действий. То есть в игре ребенку необходимо сосредоточиваться на правилах игры, находить пути решения задач во взаимодействии с коллективом, быть наблюдательным, что и помогает нам развивать в нем произвольное внимание. Особую роль в совершенствовании произвольного внимания играют игры с определенными условиями, которым необходимо подчиняться; строительство; моделирование и т. п.
Надо учитывать возрастные особенности детей старшей группы им еще тяжело управлять произвольным вниманием, они только начинают понимать, как происходит этот процесс. Волевое внимание у них еще не развито они не могут длительно концентрироваться на каком-то предмете, особенно если им не интересно. Воспитателю необходимо продумывать свою деятельность связанную с обучением, чтобы контролировать внимание детей, иначе дети окажутся во власти случайных предметов не относящихся к взаимодействию воспитателя с детьми. Не достаточно устойчивая произвольность внимания может быть устранена включаемыми в структуру дня «упражнениями на внимание», небольшими поручениями воспитателя, раздачами не сложных обязанностей детей в группе.
Таким образом, мы во взаимодействии с детьми помогаем им развивать произвольное внимание, которое впоследствии поможет им развивать умственные способности, внимание, мышление память и конечно волю.