Наталья Прус
Нейропсихологический подход в формировании межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа - зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухо-моторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.
В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания. После семи лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность.
Публикация «Нейропсихологический подход в формировании межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2020
Мы считаем, что нейропсихологический подход способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
В нашей работе, с помощью нейропсихологического подхода, мы выполняем задачи по формированию межполушарного взаимодействия через использование различных игр и специального оборудования оборудования.
1. «Пиксели»
Задания выполняются двумя руками одновременно. Простой вариант – когда ребенок выстраивает левой и правой рукой один и тот же рисунок. При усложнении задания, каждая рука выполняет разные задания.
(зрительно-моторное восприятие)
2. «Пирамидки»
Выполняя перекрестные движения руками, необходимо одновременно собрать пирамидки треугольной и квадратной формы. Каждая рука берет фигуру определенной формы.
(зрительно-моторное восприятие)
3. «Овощи-фрукты»
Разложить по инструкции. Например: «Левой рукой достаешь только овощи и кладешь в корзинку. Правой рукой достаешь только фрукты и кладешь на тарелку».
(зрительно-моторное восприятие)
4. Полушарные доски
Развивает мозолистое тело, концентрацию, усидчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, синхронизируют работу полушарий.
5. Нейроскакалка
Развивает способность концентрироваться на нескольких действиях одновременно (разнонаправленной работе ног, осуществляя их в общем ритме. Мозг пользователя быстрее насыщается кислородом, улучшается концентрация, повышается скорость мыслительных процессов и общий тонус организма.
6. Балансир и любые задания на равновесие
Наращиваются нейронные связи, происходит интеграция между двумя полушариями, развивается координация и равновесие, укрепляются все мышцы тела, развивается внимание, память, саморегуляция.
Под влиянием кинезиологических упражнений происходят структурные изменения. Сила, равновесие, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Таким образом, применяя нейропсихологический подход, с помощью различных упражнений, формирующих межполушарные связи, мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и прорабатывам слабые функции, которые в дальнейшем помогают выстроить правильную работу всей ЦНС.