Юлия Пенкина
Нейроигры как эффективный инструмент развития дошкольников
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи. Развитие межполушарных связей построено на различных упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука — то еще и согласованность языка. В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Публикация «Нейроигры как эффективный инструмент развития дошкольников» размещена в разделах
Развитие межполушарных связей с помощью нейроигр улучшает концентрацию внимания, а так же способствует развитию общей и мелкой моторики. Использование нейропсихологических игр — одно из инновационных направление работы педагогов. Они помогают повысить интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию ребенка.
Игры проводились систематически в спокойной и доброжелательной обстановке. Продолжительность игр — 5–7 минут день. Их можно включать в режимные моменты, в занятия (как разминку или организационный момент, использовать в индивидуальной и групповой деятельности, как переключение с одного вида деятельности на другую. Игра «Проведи дорожку к…»; «Умные дорожки»; «Нейродорожки». На шаблоне нужно провести одновременно пальцами обеих рук по дорожкам. Выполнение этого упражнения позволит развивать координацию движений, синхронизировать работу глаз и рук, развивать мелкую моторику, мышление, внимание, активно концентрировать внимание. На бумаге шаблон зеркальных изображений линий или дорожек. (От простых дорожек — к более сложным) Пальчиковая нейрогимнастика Для детей, у которых плохо развита речь пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза», «заяц» и т. д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисти рук более гибкой. Сопровождаем такие игры стихами. Такие игры способствуют развитию речи ребёнка, его общей моторики прекрасно повышают настроение. «Нейротаблицы на внимание»; «Покажи одновременно» В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, одежда и т. д. Можно играть всей группой или индивидуально с каждым ребенком отдельно. Нейроигры с массажным мячиком «Су-джок». Новизна этой игры заключается в использовании в игровой форме шариков-массажеров Су-джок с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, при тактильной стимуляции в определенном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. «Нейроладошки» Ребенок рассматривает картинку, держит свои ладошки над ладошками-шаблонами, называет поочередно цвета, животных и т. д., показывает их соответствующим пальчиком. С помощью данной игры можно закреплять цвета, геометрические фигуры, счет. Последовательность фигур-заготовок можно менять в произвольном порядке.