МААМ-картинки

Нейроигры и упражнения как эффективный способ развития речи детей с ТНР

Юлия Юрина
Нейроигры и упражнения как эффективный способ развития речи детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с

ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы сделать занятия интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для детей необходимо внедрять инновационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

В последнее время особое внимание в педагогической практике уделяется

таким формам работы, как нейроигры и упражнения, которые успешно применяются для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Ученые отмечают взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей

нервной деятельностью и развитием речи.

В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация

работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие

уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие

межполушарного взаимодействия.

Преимущества использования нейроигр в педагогической практике:

– эмоциональная привлекательность;

– игровая форма;

– многофункциональность;

– автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

– формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

– формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом, между детьми.

При выборе нейроигр для детей с речевыми нарушениями важно учитывать

их возраст и индивидуальные особенности. Занятия проводятся систематически

в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого

упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и

увеличивается объем выполняемых заданий.

Актуальность использования в работе с дошкольниками нейроигр обусловлена тем, что они являются доступным средством, они универсальны, не требуют

какой-либо специальной подготовки к проведению.

Условно можно выделить 3 группы нейропсихологических игр и упражнений.

1. Направленные на повышение тонуса головного мозга. К этой группе

можно отнести дыхательную и артикуляционную гимнастику, су-джок-терапию,

самомассаж. При помощи дыхательных упражнений дети учатся совершать глубокие речевые выдохи, корректируя звукопроизношение.

2. Направленные на улучшение приема и обработки информации. В пример

можно привести движения перекрестного характера, которые активизируют работу головного мозга. Один из вариантов: чередование рук с проговариванием

звуков, слогов и слов. Например: упражнение «Ухо – нос».

3. Направленные на улучшение самоконтроля:

– «Зеркальное рисование» – когда дети рисуют двумя руками одновременно, параллельно можно читать чистоговорки или короткие стихи;

– использование нейротаблиц – когда перед ребёнком ставится задача находить одинаковые объекты, расположенные на разных сторонах, одновременно

обеими руками;

– игра «Кулак-ладонь» – когда дети произносят слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет

ударные слоги. Постепенное увеличение скорости смены позиций повышает эффективность упражнения.

Нами была разработана игра «Артикуляционная нейрогимнастика с Нюшей». Пособие состоит из игрового поля, карточек на липучках с изображением

упражнений нейрогимнастики и карточек с артикуляционными упражнениями.

Педагог выдает ребенку карточку с изображением упражнения нейрогимнастики, ребенок подбирает пару, приклеивает на липучки, называет фигуру, цвет

внизу карточки. На второй странице альбома находит соответствие цвета и фигуры, называет картинку с изображением артикуляционного упражнения. Далее

подбирает соответствующую карточку артикуляционного упражнения и приклеивает на липучку. В итоге ребенок выполняет артикуляционное упражнение, используя позу нейрогимнастики, изображенной на карточке.

В данном направлении ведется активное сотрудничество с родителями воспитанников: проводятся мастер-классы, публикуются консультации для родителей, видеоуроки, по которым родители с детьми в свободное время выполняют

данные упражнения.

Кроме этого, в свободном доступе в раздевальном помещении находится

картотека нейроигр и упражнений, родители могут в любой момент взять и поиграть дома с детьми.

Игры можно включать в любую образовательную деятельность: как индивидуальную, так и групповую.

Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТНР.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нейроигры и упражнения как эффективный способ развития речи детей с ТНР
Опубликовано: 2 декабря 2024 в 11:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроигры и упражнения как эффективный способ развития речи детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Юрина (УИ 173140) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД