Юлия Юрина
Нейроигры и упражнения как эффективный способ развития речи детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с
ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы сделать занятия интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для детей необходимо внедрять инновационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
В последнее время особое внимание в педагогической практике уделяется
таким формам работы, как нейроигры и упражнения, которые успешно применяются для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Ученые отмечают взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей
нервной деятельностью и развитием речи.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация
работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие
уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие
межполушарного взаимодействия.
Преимущества использования нейроигр в педагогической практике:
– эмоциональная привлекательность;
– игровая форма;
– многофункциональность;
– автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
– формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
– формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом, между детьми.
При выборе нейроигр для детей с речевыми нарушениями важно учитывать
их возраст и индивидуальные особенности. Занятия проводятся систематически
в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого
упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и
увеличивается объем выполняемых заданий.
Актуальность использования в работе с дошкольниками нейроигр обусловлена тем, что они являются доступным средством, они универсальны, не требуют
какой-либо специальной подготовки к проведению.
Условно можно выделить 3 группы нейропсихологических игр и упражнений.
1. Направленные на повышение тонуса головного мозга. К этой группе
можно отнести дыхательную и артикуляционную гимнастику, су-джок-терапию,
самомассаж. При помощи дыхательных упражнений дети учатся совершать глубокие речевые выдохи, корректируя звукопроизношение.
2. Направленные на улучшение приема и обработки информации. В пример
можно привести движения перекрестного характера, которые активизируют работу головного мозга. Один из вариантов: чередование рук с проговариванием
звуков, слогов и слов. Например: упражнение «Ухо – нос».
3. Направленные на улучшение самоконтроля:
– «Зеркальное рисование» – когда дети рисуют двумя руками одновременно, параллельно можно читать чистоговорки или короткие стихи;
– использование нейротаблиц – когда перед ребёнком ставится задача находить одинаковые объекты, расположенные на разных сторонах, одновременно
обеими руками;
– игра «Кулак-ладонь» – когда дети произносят слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет
ударные слоги. Постепенное увеличение скорости смены позиций повышает эффективность упражнения.
Нами была разработана игра «Артикуляционная нейрогимнастика с Нюшей». Пособие состоит из игрового поля, карточек на липучках с изображением
упражнений нейрогимнастики и карточек с артикуляционными упражнениями.
Педагог выдает ребенку карточку с изображением упражнения нейрогимнастики, ребенок подбирает пару, приклеивает на липучки, называет фигуру, цвет
внизу карточки. На второй странице альбома находит соответствие цвета и фигуры, называет картинку с изображением артикуляционного упражнения. Далее
подбирает соответствующую карточку артикуляционного упражнения и приклеивает на липучку. В итоге ребенок выполняет артикуляционное упражнение, используя позу нейрогимнастики, изображенной на карточке.
В данном направлении ведется активное сотрудничество с родителями воспитанников: проводятся мастер-классы, публикуются консультации для родителей, видеоуроки, по которым родители с детьми в свободное время выполняют
данные упражнения.
Кроме этого, в свободном доступе в раздевальном помещении находится
картотека нейроигр и упражнений, родители могут в любой момент взять и поиграть дома с детьми.
Игры можно включать в любую образовательную деятельность: как индивидуальную, так и групповую.
Систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях оказывает положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей с ТНР.