елена асташова
Нейрофизиологические игры в работе дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Суть и базовые принципы
Нейропсихология это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С ее помощью удается определить восприятие окружающего мира, внимание, ориентацию в пространстве, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.
Нейропсихологические упражнения это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.
Публикация «Нейрофизиологические игры в работе дефектолога» размещена в разделах
Упражнения позволят создать новые нейронные сети и развивать оба полушария мозга и межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта;
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое
Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за движения
Нейропсихологические упражнения :
• стимулируют развитие памяти и мыслительной деятельности;
• помогают получить энергию, необходимую для обучения;
• снижают утомляемость;
• улучшают моторику;
• повышают работоспособность;
• Помогают улучшить физические навыки
• Позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки;
• развивают творческие способности в процессе игры
• Нейроигры помогают «настроить» оба полушария работать активно и активируют все участки мозга.
Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.
Изначально нужно понимать, что методика, а их существует два вида двигательная и когнитивная, не выступают в роли обучения, а помогает сформировать основные функции и процессы, необходимые для правильного дальнейшего развития.
Работать начинаем от простого к сложному, постепенно уменьшая постороннюю помощь. В итоге ребенок начинает самостоятельно работать без помощи взрослого.
Все упражнения проходят только в игровой форме, что очень комфортно для ребенка. Только так можно убрать напряжение, повысить мотивацию ребенка и максимально усилить эффективность работы мозга без вреда для здоровья.
Нейропсихологические упражнения необходимы при:
· недоразвитости речи;
· ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);
· СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);
· аутизм (расстройство аутистической сферы);
· ОВЗ (ограниченные возможности развития);
· минимальные функции мозга;
· умственные и эмоциональные нарушения.
Противопоказания к применению
Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:
· эпилепсия;
· генетические симптомы;
· психические расстройства.
Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:
• Не стоит сразу ожидать результатов.
• Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций.
• Не стоит одергивать ребенка, ему после этого сложнее концентрироваться.
• Нельзя переутомлять и перевозбуждать ребенка. Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто.
Какие нейроигры чаще всего используются?
Прежде всего, опираемся на возможности конкретного ребенка.
1. Кинезиологические упражнения, которые помогают активизировать все отделы мозга, развивать полушария мозга, мелкую моторику, память, внимание, мышление, эмоции и т. д.
2. Задания и игры на развитие межполушарного взаимодействия