Елена Степанькова
Неделя психологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Неделя психологии – это технология, автором которой является психолог Марина Ростиславна Битянова (к. п. н.).
Традиционно Неделя психологии – это Большая психологическая игра, которая единым смыслом, ценностной идеей охватывает несколько дней. Проведение Недели психологии возможно на самых разных уровнях: от ДОУ до уровня Всероссийской недели психологии.
Публикация «Неделя психологии в детском саду» размещена в разделах
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Практика показывает, что такая форма работы – это уникальная возможность презентовать работу психологической службы детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) как целостную, логически выстроенную систему.
Условия проведения Недели психологии и психологических развлечений на базе ДОУ:
1. Тесное сотрудничество администрации, всех педагогов и сотрудников ДОУ;
2. Существование развёрнутой психологической службы в учреждении (несколько психологов на учреждение);
3. Соответствие целей и задач годовому плану ДОУ;
4. Участие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (администрации, педагогов, специалистов, детей, родителей);
5. Значительная подготовительная работа: разработка рекламы, объявлений; подбор материалов для оформления помещений; психологических акций; практических занятий; консультирование педагогов и родителей;
6. Хорошая материально-техническая база (наличие мультимедийной, компьютерной, офисной и музыкальной техники, призы для участников, материалы для игр и продуктивной деятельности детей, костюмы для героев и т. д.)
Общие задачи Недели психологии и психологических развлечений :
1. Создание положительной атмосферы в ДОУ;
2. Развитие и оптимизация социально-эмоциональной сферы воспитанников и взрослых;
3. Формирование и развитие интереса к психологии у детей и взрослых;
4. Развитие детско-родительских отношений;
5. Повышение психологической и педагогической грамотности родителей и педагогов.
Предварительная работа к проведению Недели психологии и психологическим развлечениям :
1. Разработка рекламы, объявлений для родителей и педагогов о предстоящей Неделе психологии;
2. Подбор материалов для оформления помещений детского сада (цитаты, афоризмы великих людей, притчи и т. п. по выбранной теме);
3. Подготовка информационных материалов для родителей и педагогов;
4. Подготовка материалов для психологических акций;
5. Консультирование педагогов по поводу возможного участия в Неделе психологии (в некоторых случаях – обязательно);
6. Подбор материалов для практических занятий с детьми, родителями, педагогами.
Обязательный вклад педагогов групп в проведение Недели психологии и психологических развлечений :
• Довести до сведения родителей информацию о проведении Недели психологии (психологических развлечений);
• Участвовать в психологических акциях и привлекать к участию родителей и воспитанников;
• Организация выполнения коллективных детских творческих работ на группах после завершения развлечения (коллажи, коллективные рисунки, аппликации и т. д. по заданной теме)
Одним из видов работы являются психологические акции. Собственно, это не игра, это — игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве дошкольной организации. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.
Основная цель таких акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».
Важные особенности акции — ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; организация становится единым целым, а находящиеся в ней люди — близкими и интересными собеседниками.
Эффективность проведённой Недели психологии можно оценить следующим образом:
• Качественный анализ результатов проведения психологических акций и конкурсов (количество и активность участников, представленных ими работ).
Критерием эффективности проведённых психологических развлечений и мероприятий Недели психологии могут быть :
1. Активное участие субъектов воспитательно-образовательного процесса в запланированных психологических мероприятиях (участие в конкурсах, выставках, акциях всех возрастных групп ДОУ, представление ими своих творческих работ и продуктов творческой деятельности);
2. Положительная динамика развития социально-эмоциональной сферы воспитанников в течении учебного года.
Обратимся к содержанию недели психологии, которая прошла в этом году, называлась она «Радужная неделя психологии» Подготовка мероприятия проходила следующим образом:
Подготовительный этап Радужной недели состоял из следующих шагов:
1. Разработка рекламы, объявлений для родителей и педагогов о предстоящей Неделе психологии;
2. Подбор материалов для оформления помещений детского сада (цитаты, афоризмы великих людей, притчи и т. п. по выбранной теме);
3. Подготовка информационных материалов для родителей и педагогов;
4. Подготовка материалов для психологических акций;
5. Консультирование педагогов по поводу возможного участия в Неделе психологии (в некоторых случаях – обязательно);
6. Подбор материалов для практических занятий с детьми, родителями, педагогами.
Основной этап заключался в проведении запланированных мероприятий.
Так, первый день был красным. В рамках которого прошла акция «Позитифф», для воспитанников и педагогов ДОУ была организована «Весёлая зарядка», коллективная работа воспитанников рисование ладошками «Шлёп, шлёп!»
Следующим был оранжевый день. Помимо весёлой зарядки для воспитанникв организации было организованно развлечение Оранжевая вечеринка или Цитрус пати.
Жёлтый день. Все воспитанники и сотрудники приходили в жёлтой одежде или имели какой-то жёлтый атрибут бантик, цветок, галстук, воздушный шарик и др. В этот день проходила акция «Витаминизация», педагоги-психологи, одевшись в белые халаты и белые шуточные медицинские колпаки, прошли по группам провели весёлый медицинский осмотр воспитанников и сотрудников ДОУ и всем раздали витаминки.
Для педагогов ДОУ была проведена консультация с элементами тренинга «Профилактика профессионального самовыгорания» на которой, педагогом было рассказано о признаках эмоционального выгорания как бороться с ним, предложен экспресс тест, несколько игр и упражнений для снятия эмоционального напряжения.
Четвёртый день был зелёным. Как и всегда была проведена Весёлая зарядка. Для сотрудников ДОУ была организована игра «Ищу друга». Для обмена опытом по проведению Недели психологии в ДОУ, состоялось городское методическое объединение педагогов-психологов.
Заключительным этапом недели психологии был голубой день. В этот день все желающие приняли участие в акции «Цветок пожеланий». Родители получили письменные рекомендации «Дети и язык любви». Для сотрудников были подведены итоги игры «Ищу друга».
И для получения обратной связи от сотрудников и родителей была организована голубиная почта. Все желающие написали, чем им понравилась или не понравилась данная неделя психологии, написали свои пожелания и рекомендации и сложили в символический почтовый ящик.
Данная работа была представлена на городском методическом объединении педагогов – психологов, где получила положительные отзывы от коллег и рекомендации участвовать с ней в федеральных конкурсах.
Кроме того, работа принимала участие в муниципальном конкурсе педагогических разработок «5У», где стала лауреатом.
Работа была представлена на областном семинаре «Организация деятельности педагога-психолога по формированию психологической грамотности педагогов и родителей», на базе КРИПКиПРО, где также получила положительные отзывы.
Сегодня дошкольное образование требует от педагогов-психологов активного включения в образовательный процесс, в котором он выступает как организатор психологической службы дошкольного учреждения.
Профессиональная деятельность педагога-психолога направлена на создание и поддержание условий для формирования благоприятного психологического климата в коллективе взрослых и детей.
Эффективной формой психолого-педагогического сопровождения участников образовательного, является неделя психологии. Неделя психологии, это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания педагогам и родителям, а интерактивная форма взаимодействия, позволяющая: повысить интерес субъектов образовательного процесса к психологии, показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада, формировать интерес взрослых к миру ребенка, помогать ему в индивидуально-личностном развитии.
Предварительная работа включала планирование Недели психологии, оформление наглядного информирования, разработку мероприятий для педагогов, детей и родителей. Реализация данных мероприятий вызвала у детей и взрослых положительные эмоции, каждый день был пропитан живым общением, что обеспечило интеллектуальное и эмоциональное единство всех участников образовательной деятельности.
Вышеизложенное позволяет нам говорить о том, что Неделя психологии является эффективным средством в вопросах сплочения участников образовательной деятельности, повышение психологической и педагогической грамотности родителей и педагогов и ее проведение стала ежегодной традицией в нашем учреждении.
Последующие недели, с одной стороны, воспринимаются как продолжение предыдущих, как традиция, но одновременно с этим, как совершенно новый по содержанию и форме авторский продукт.