Маликова Наталья
Неделя психологии «Психомоторные сказки для развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Средняя группа «Заюшкина избушка»
Ритуал входа
Цель: настрой на работу, создание благоприятной атмосферы.
Ребята, помните сказку про Заюшкину избушку? Сегодня у нас с вами будет игра про Заюшку, давайте понарошку отправимся в зимний сказочный лес. Готовы?
На дворе мороз и ветер (взялись за руки, качаются)
На дворе гуляют дети
Ручки, ручки согревают (дуют на руки)
Ручки, ручки потирают (потирают руки)
Чтоб не зябли наши ножки
Мы потопаем немножко
Топ-топ-топ-топ-топ (топают ногами)
Нам мороз не страшен
Публикация «Неделя психологии „Психомоторные сказки для развития речи“» размещена в разделах
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вот как мы попляшем (руки вверх, крутят ладонями)
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук
Жили-были Лиса и Заяц. Жили они в одном лесу, недалеко друг от друга. И вот закончилось теплое лето и наступила осень. Стало холодно в лесу (давайте покажем как было холодно). Решили они себе построить избушки на зиму. Лиса построила избушку ледяную, а Зайка – лубяную. Ледяная это значит изо льда, холодная, скользкая избушка, холодно в ней было лисе. А Зайка построил лубяную, из кусочков коры дерева. Теплая избушка у него была, хорошо было Зайчику в ней жить. Но вот пришла весна-красна, выглянуло солнышко. У Лисы изба растаяла, а у Зайца стоит как стояла, ничего с ней не делается. Лиса выгнала Зайку из его избы и стала в ней жить.
Указательный и средний палец вверх, остальные щепотью. «Скачет, скачет Зайка, ты его поймай-ка» Пальчики двигаются в такт словам, другая рука «съедает» пальцы. Повторить 2 раза. Затем другой рукой.
Идет Зайка по лесу плачет (покажите как он плачет). На встречу ему Волк – зубами щелк. Давайте покажем волка…. А какой Волк, как его можно назвать? Серый, зубастый, пушистый, злой.
Рассказал Зайка что Лиса выгнала его из дома. Обещал Волк Зайкиному горю помочь.
Кистью одной руки – тянем каждый пальчик вдоль всей фаланги, и так каждый пальчик. Потом меняем руки.
Не получилось у Волка выгнать Лису из Зайкиного дома. Идет Зайка по лесу плачет, навстречу ему медведь. Давайте покажет медведя. Какой он? Косолапый, большой, тяжелый, каким он голосом говорит. Рассказал Зайка и Медведю про свое горе.
Игра «Услышь медведя»
Цель: развитие внимания
Ребята, сейчас буду говорить слова, как только вы услышите слово медведь, вы хлопните в ладоши, хорошо? Начали: волк, лиса, медведь, заяц, лес, дерево, избушка, медведь, петух, снег, мороз, медведь, зима, сказка, медведь.
Игра «Покажи животное» (дети встают)
Цель: развитие внимания, мелкой моторики
Ребята, давайте когда я буду говорить заяц – вы покажите пальчиками зайца, когда буду говорить волк – покажите волка (всей ладонью показывать кусающие движения, когда буду говорить медведь – сложите пальцы в замочек и крепко сожмете. Запомнили? Начали!
А теперь отгадайте загадку
Хвост с узорами
Сапоги со шпорами
Песни распевает
Время считает (петух)
Ребята, а кто помог Зайке в сказке, помните? Петух помог. Встретил Зайка Петуха, рассказал о своем горе, Петух и побежал помогать. Прибежал к Зайкиному домику, забежал внутрь, Лиса сидит на печи. Он клюнул ее, и прогнал Лису. Убежала она из этого леса навсегда, а Зайка стал с Петушком жить и горя не знать.
Ритуал выхода
Цель: развитие мелкой моторики
Давайте пощипаем себя двумя пальчиками, как будто петушок клюет Лисичку.
Понравилось вам сказка? О чем она была? До новых встреч, до свидания.
Старшая группа «Три медведя»
Ритуал входа
Цель: настрой на работу, создание благоприятной атмосферы
Здравствуйте, ребята. А вы знаете сказку Три медведя? Хотите сегодня в эту сказку поиграть? Ну тогда начали. Отправляемся в гости к Михаилу Ивановичу, Настьсье Петровне и Мишутке. Давайте встанем в круг.
Мишка косолапый, по лесу идет (имитируют походку медведя)
Шишки собирает, песенку поет (наклоняются)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб (хлопают по лбу)
Оступился мишка, и об землю хлоп (топают ногами)
Давайте покатаем шишки в руках.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук
Итак, слушайте сказку. Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была открыта, она заглянула – никого нет, вот и вошла в домик.
Девочка вошла в столовую и увидела 3 чашки с похлебками. Первая чашка была очень большая, Михаила Ивановича. Вторая чашка поменьше была Настасьи Петровнина. Третья синенькая чашечка была Мишуткина. Возле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Растираем пальчики вдоль всей фаланги и говорим стишок
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик жарил гриб
Этот пальчик съел тот гриб
А этот пальчик остался ни с чем (повторить 2мя руками)
Игра «Назови ласково»
Цель: обогащение речевого запаса
Ребята, у Михаила Ивановича большая тарелка, а у Мишутки маленькая тарелочка. Давайте придумаем название остальных вещей у Мишутки. Слова: чашка, ложка, чайник, вилка, кровать, одеяло, стакан, миска, штаны, шапка.
Маша поела из Мишуткиной тарелки и стала качаться на стуле. Стульчик проломился и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати - одна большая, другая средняя, третья маленькая. (ребята, покажите руками большую кровать, среднюю, и маааленькую). Девочка легла в самую большую – ей было слишком просторно, легла в среднюю – ей было слишком высоко, легла в маленькую - ей она понравилась больше всех и девочка сладко уснула.
Игра «Колечки»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук
Поочередно перебираем пальцы, соединяя их в кольцо, соединяя с большим все пальцы по очереди.
Игра «Три медведя» (стоя)
Цель: развитие произвольности и переключение внимания
Когда я скажу Михаил Иванович – вы будете поднимать руки вверх, когда я скажу Настасья Петровна -вы будете кружится, когда скажу Мишутка - будете прыгать высоко-высоко. Запомнили? Тогда начали!
Тем временем медведи пришли домой голодные, увидели что в доме кто-то побывал и зарычали:
Кто ел из моей чашки?
Кто сидел на моем стуле?
Кто лежал на моей постели и смял ее? (кто это сделал, ребята)
Игра «Тяни-Толкай»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук
Давайте покажем, как медведи сердятся на девочку. Тянуть поочередно согнутые пальцы в разные стороны.
Тем временем Мишутка увидел девочку, закричал - вот она, держи ее! Он хотел укусить ее, но девочка бросилась бежать в окно и медведи не догнали ее.
Как вы думаете, хорошо ли поступила девочка? Она пришла в чужой дом, поела чужую еду, поспала на чужой кровати. Правильно, что медведи рассердились на нее?
Игра «Воздушный шарик»
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Ребята, давайте, чтобы медведи не сердились на Машу надуем им воздушный шарик и подарим. Пальцы – образуют шар, дети дуют внутрь. Когда надули – надавить, проверяем, упругий шарик или еще добавить воздуху.
Понравилась вам сказка? И мне понравилось с вами. До свидания, до новых встреч.
Подготовительная группа «Три поросенка»
Ребята, а вы знаете сказку Три поросенка? Сегодня мы с вами отправимся в гости к поросятам. Хотите? Тогда начинаем!
Жили-были на свете три поросенка, три брата. Все одинакового роста, розовенькие, кругленькие, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Кто знает, как их звали? Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень.
Ритуал входа
Цель: настрой на работу, создание благоприятной атмосферы
Ветер дует нам в лицо (руками показывают движения)
Закачалось деревцо (качаются)
Ветер тише тише тише (опускаются руки до пола)
Деревцо все выше, выше (резко руки вверх)
Наф-Наф предложил братьям подумать о зиме. Хорошо бы построить дом. Но поросята не захотели трудиться. Они ответили что им и так хорошо и лучше еще погулять.
Пальчиковая игра «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук
Осень наступила (сжимать и разжимать кулаки обеих рук одновременно)
Высохли цветы (потереть растопыренные пальцы друг об друга)
И глядят уныло (растопыренные пальцы обеих рук соединять и раздвигать)
Голые кусты (сомкнутые ладони потереть с силой друг об друга)
Ну как хотите, сказал Наф-Наф. Я не буду вас ждать, буду один строить себе домик.
С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. Но Ниф-Ниф и Нуф –Нуф и думать не хотели о работе. Они только и делали, что играли в свои поросячьи игры, прыгали, смеялись, кувыркались. Они говорили так – сегодня мы еще поиграем, а завтра точно возьмемся за дело. Но и на следующий день они говорили тоже самое.
И только тогда, когда стало совсем холодно, ленивые поросята взялись за работу.
Игра «Мороз»
Цель: Эмоциональное раскрепощение детей, развитие произвольности, мелкой моторики
На дворе мороз и ветер (взялись за руки, качаются)
На дворе гуляют дети
Ручки, ручки согревают (дуют на руки)
Ручки, ручки потирают (потирают руки)
Чтоб не зябли наши ножки
Мы потопаем немножко
Топ-топ-топ-топ-топ (топают ногами)
Нам мороз не страшен
Вот как мы попляшем (руки вверх, крутят ладонями)
Итак, Ниф-Ниф сделал себе домик из соломы, а Нуф-Нуф из прутиков.
Игра «Три поросенка» (стоя)
Цель: развитие произвольности поведения, концентрация внимания
Ребята, когда я скажу Ниф-Ниф – вы встаете на 1 ногу. Когда скажу Нуф-Нуф – вы приседаете. Когда скажу Наф-Наф – вы поднимаете ручки вверх. Запомнили? Начали!
Нуф-Нуф сказал своему брату Ниф-Нифу – А пойдем посмотрим какой домик построил себе Наф-Наф. И оба поросенка, довольные, что ни о чем не надо заботиться побежали смотреть что строит себе их брат.
А Наф-Наф уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, глины, и неспеша строил себе крепкий прочный дом. Он сделал себе тяжелую дверь с крепким замком.
Игра «Запретное число»
Цель: развитие произвольности, контроль аффекта
Давайте поиграем в такую игру. Все умеют считать до 10? Тогда задание такое. Считаем до 10, но вместо цифры 4 и цифры 8 – хлопаем. Начали!
Возвращаемся к нашим поросятам. Братья посмеялись над ним. Посмотрите, он боится волка, ха ха ха. Он боится, что его съедят, ха ха ха. Никаких волков нет, он просто трус, ха ха ха.
Ребята, как думаете, правильно они поступили? Что чувствовал Наф-Наф, когда над ним смеялись браться? Что можно ему сказать, как его утешить? А что можно сказать его братьям?
Пока они смеялись, вышел самый настоящий волк и погнался за ними. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф спрятались в домике из соломы.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук
1. Помассировать каждый пальчик вдоль всей фаланги
2. Потянуть одинаковые пальцы обеих рук в разные стороны, прикладывая усилия
3. С силой надавливать пальцы правой и левой руки – указательный и указательный, средний и средний, безымянный и безымянный
А теперь давайте подумаем, как волк дул на соломенный домик, 3 глубоких выдоха. Всё, домик из соломы развалился.
Поросятки испугались и побежали к домику из прутиков и спрятались в нем.
Упражнения на межполушарное взаимодействие
Цель: развитие мозолистого тела
1. Одной рукой гладим себе голову, другой хлопаем по животу
2. Одной рукой перебираем пальчиками, другой сжимаем кулак.
3. Одной рукой пальцами показываем 1, другой 2
Прибежал волк к соломенному домику и дунул 5 раз, давайте подуем. Всё, и этот домик развалился!
Чем закончилась сказка, помните ребята, кто мне расскажет?
И напоследок давайте встанем в кружок
Ритуал прощания
Цель: завершение работы, эмоциональное развитие.
Ребята, спасибо что со мной позанимались, вы очень хорошие ребята и мне с вами понравилось. До свидания, до новых встреч!