Лучший педагог года

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как компонент социально-коммуникативного развития

Мария Попова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как компонент социально-коммуникативного развития

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как компонент социально-коммуникативного развития»

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках образовательной деятельности более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырёх направлениях:

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как компонент социально-коммуникативного развития» размещена в разделах

• развитие игровой деятельности детей с целью усвоения различных социальных ролей;

• трудовое воспитание;

• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

• патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города, родного края, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира, в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне.

Что и отмечено в «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающие высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимость»

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- ознакомление с явлениями общественной жизни;

- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);

-знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- воспитание любви к природе родного края;

- воспитание бережного отношения к родной природе;

- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства.

Компоненты патриотического воспитания:

Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

• О природе родного края и страны и деятельности человека в природе;

• Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

• О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

• Интерес к жизни родного города и страны;

• Любовь к родной природе, к родному языку;

• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

• Труд;

• Игра;

• Продуктивная деятельность;

• Музыкальная деятельность;

• Познавательная деятельность.

Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.

В своей работе по патриотическому воспитанию детей в ДОУ педагоги используют различные технологии:

- игровые,

- информационные,

-коммуникативные,

- проблемные,

-развивающего обучения,

-консультативные,

- визуальные,

- проектные,

Формы работы по патриотическом воспитанию:

-создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей.

- взаимодействие с родителями;

-взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал)

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводится произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья -Детский сад- Родной город- Родная страна - Наша Армия

Система и последовательность работы в ДОУ выстроена следующим образом:

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели ОД «Моя семья», «Мама - лучше всех».

Блок - «С чего начинается Родина» разбит на темы: «Город, в котором мы живём», «Мы играем», «Сундучок сказок», «Народные обычаи», «В мире искусства», «Моя Родина-Россия»,«Этих дней не смолкнет слава»,

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей.

Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Ко дню освобождения Воронежа от фашистских захватчиков -25 января, ко дню Победы педагоги совместно с детьми и родителями организовывают выставки «Защитники Воронежа», «Мы – правнуки Великой Победы»

Блок - «Мир, в котором я живу» состоит из тем: «Неделя добрых дел», «Давайте дружить», «Профессии», «Эти правила важны-выполнять их все должны», «Книжкины именины»

Наши родители принимают активное участие в жизни ДОУ.

Показателем уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются участие наших воспитанников в городских конкурсах.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как компонент социально-коммуникативного развития
Опубликовано: 27 июня 2024 в 15:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как компонент социально-коммуникативного развития» (включая файлы) размещена пользователем Мария Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июня. День изобретателя и рационализатора в России. Передвижка «Ребенок -...

День изобретателя и рационализатора в России - праздник, который был введен в конце 50-х годов прошлого века по предложению Академии наук СССР и отмечался ежегодно в последнюю субботу июня.

27 июня. Праздник мыльных пузырей. Папка-передвижка «Развитие речевого дыхания»

Какой ребёнок не любит мыльные пузыри? Надувание мыльных пузырей приносит детям не только много радости, но и много пользы. Надувание мыльных пузырей - отличное упражнение для развития правильного...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД