Мария Попова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как компонент социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как компонент социально-коммуникативного развития»
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках образовательной деятельности более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как компонент социально-коммуникативного развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырё х направлениях:
• развитие игровой деятельности детей с целью усвоения различных социальных ролей;
• трудовое воспитание;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
• патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, города, родного края, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира, в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне.
Что и отмечено в «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» : «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающие высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимость»
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- ознакомление с явлениями общественной жизни;
- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
- бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);
-знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- воспитание любви к природе родного края;
- воспитание бережного отношения к родной природе;
- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства.
Компоненты патриотического воспитания :
Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)
• О природе родного края и страны и деятельности человека в природе;
• Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
• О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).
Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)
• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
• Интерес к жизни родного города и страны;
• Любовь к родной природе, к родному языку;
• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.
Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)
• Труд;
• Игра;
• Продуктивная деятельность;
• Музыкальная деятельность;
• Познавательная деятельность.
Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.
В своей работе по патриотическому воспитанию детей в ДОУ педагоги используют различные технологии:
- игровые,
- информационные,
-коммуникативные,
- проблемные,
-развивающего обучения,
-консультативные,
- визуальные,
- проектные,
Формы работы по патриотическом воспитанию :
-создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей.
- взаимодействие с родителями;
-взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал)
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию особое место отводится произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья -Детский сад- Родной город- Родная страна - Наша Армия
Система и последовательность работы в ДОУ выстроена следующим образом:
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели ОД «Моя семья», «Мама - лучше всех».
Блок - «С чего начинается Родина» разбит на темы: «Город, в котором мы живём», «Мы играем», «Сундучок сказок», «Народные обычаи», «В мире искусства», «Моя Родина-Россия»,«Этих дней не смолкнет слава»,
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей.
Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.
Ко дню освобождения Воронежа от фашистских захватчиков -25 января, ко дню Победы педагоги совместно с детьми и родителями организовывают выставки «Защитники Воронежа», «Мы – правнуки Великой Победы»
Блок - «Мир, в котором я живу» состоит из тем: «Неделя добрых дел», «Давайте дружить», «Профессии», «Эти правила важны-выполнять их все должны», «Книжкины именины»
Наши родители принимают активное участие в жизни ДОУ.
Показателем уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются участие наших воспитанников в городских конкурсах.