Таисия Фрол
Не надо бояться Бармалея! (Как научить малышей не бояться сказочных героев?)
▼ Скачать + Заказать документы
Не надо бояться Бармалея!
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
(В. Берестов)
Благотворное и развивающее влияние сказки на ребёнка ни у кого не вызывает сомнения. Сказка читается и рассказывается малышу на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается приобщение к миру большой литературы. Мир детства и мир сказки – совсем рядом, они невозможны друг без друга. Сказки, особенно волшебные, полны чудес, в них действуют добрые, прекрасные и великодушные герои, которых так любят наши дети. Но есть персонажи, вызывающие у малышей совсем другие чувства.
Публикация «Не надо бояться Бармалея! (Как научить малышей не бояться сказочных героев?)» размещена в разделах
Сказка во многом вобрала в себя взрослый опыт человечества. А в мире есть и злые силы, злые существа, свирепые и беспощадные, всегда готовые навредить человеку. И впервые ребёнок встречается с ними в сказке. Как много их, сил, враждебных человеку: Кащей, Чудо-Юдо, ведьмы, черти! Что им надо? Как одолеть их? Да и можно ли их победить? Может быть, весь секрет в том, чтобы их не бояться?
Сказка отвечает на вопросы на образном, понятном ребёнку языке. Она помогает изжить страхи, почувствовать себя сильным и смелым, одолеть злые силы вместе с Иваном-царевичем и Василисой Премудрой.
Однако, все дети воспринимают сказки по-разному, и на эмоциональных, чувствительных детей сказочные «ужасы» производят иногда слишком сильное впечатление.
От родителей и нас, воспитателей, требуются такт и чуткость, чтобы помочь ребёнку преодолеть страхи, пройти вместе с ним этот захватывающий путь до победы добра над злом и несправедливостью. Если взрослым не удастся внушить детям уверенность в окончательной победе добрых сил, это может стать одной из причин детских страхов.
Беседы с родителями и наблюдения за 3-х, 4-х летними детьми показывают, что отрицательные герои народных и литературных сказок довольно часто становятся поводом для переживаний малышей. Плюс к этому, «добрые» родители пугают своих детей, чтобы добиться послушания.
Одним из «страшных» персонажей является герой замечательной сказки К. Чуковского – Бармалей. Действительно, Бармалея просто нельзя не бояться, ведь:
… Он бегает по Африке
И кушает детей –
Гадкий, нехороший,
Жадный Бармалей!
Часто родители пытаются локализовать детские страхи, «поселив» Бармалея в том месте, к которым малышам нежелательно приближаться (газовая плита, ящик с инструментами и т. п.)
Попробую проанализировать реакции взрослых на детские страхи и типичные родительские ошибки. Прежде всего, не стоит убеждать ребёнка в том, что Бармалея «нет на самом деле» и «никогда не существовало». Этот логический, рассудочный способ на ребёнка, как правило, не действует. Малыш уже поверил в существование сказочного героя, он уже боится его. Образ персонажа уже царит в его воображении и отказаться от этого фантастического вымысла ребёнку очень сложно. Лучший выход: взрослые создают ситуацию (сказочную, игровую, позволяющую малышу самому преодолеть страхи.
Попытка «поселить» страшный персонаж в опасном для ребёнка месте тоже не позволяет кардинально решить проблему, малыш продолжает переживать и бояться. И, конечно, совершенно недопустима ситуация, когда взрослые специально пугают ребёнка.
Что можно посоветовать родителям? Какие сказки читать и рассказывать детям? Как это лучше делать?
Выбирайте сказки, адаптированные для детского восприятия и адресованные непосредственно детям. Такие книги чаще всего красочно иллюстрированы и выпускаются детскими издательствами.
Во время чтения (рассказывания) внимательно следите за реакцией ребёнка. Если какие-либо описания или действия в сказке пугают малыша, их лучше «творчески переработать», сделать менее страшными. Или даже, учитывая возраст и индивидуальность ребёнка, книгу следует отложить. Через несколько месяцев или лет эта же сказка будет восприниматься совершенно иначе.
Акцентируйте внимание ребёнка на счастливом окончании сказки, на победе добра. Можно даже повторить концовку ещё раз: «Посмотри, как хорошо всё получилось! Каким славным стал Бармалей!»
… А лицо у Бармалея
И добрее, и милей:
«Как я рад, как я рад,
Что поеду в Ленинград!»
Пляшет, пляшет Бармалей!
Буду, буду я добрей, да добрей!
Ещё можно самим придумать сказки или их продолжение – счастливое продолжение! Привлекайте к сочинению сказок детей и Вы проведёте за этим замечательным занятием незабываемые часы.
Так что, не надо бояться Бармалея, Кощея Бессмертного, Чудо-Юдо. Лучше придумайте про них (и не только про них) ещё одну сказку.
Фрол Таисия Ивановна
воспитатель