Ирина Попова
Навыки самообслуживания: помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы понять состояние ребенка, который учится одеваться самостоятельно, нужно вспомнить, как нам – взрослым – нелегко дается обучение чему-то новому, работе с новыми инструментами, освоение новой профессии, попытки разобраться в сложных или просто незнакомых механизмах и др.
В простом на первый взгляд одевании зарождается очень важное качество ребенка – его самостоятельность.
Публикация «Навыки самообслуживания: помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для ребенка одевание – сложный процесс, который состоит из нескольких последовательных действий, когда нужно отличить лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю часть и спинку платья или рубашки, соотнести движение руки, «примеряясь» к предмету, сравнивать.
Если ребенка не учить одеванию, то он часто испытывает трудности, ему приходится несколько раз делать одно и то же. В результате одевание может вызывать неприятные эмоции у ребенка.
Чаще всего у детей при одевании возникают такие трудности, как:
- ребенок путается в последовательности одевания (например, сначала наденет брюки, и только потом вспомнит, что брюки надеваются на колготки,
- сложность застегивания (шнурки, тугие пуговицы, сложные застежки на одежде,
- сложность определения где передняя, а где задняя часть одежды (если это трусики, брюки, то ребенок часто надевает их наоборот, приходится снова переодевать,
- малыш путает парные вещи, например, надевает ботинки наоборот: правый ботинок на левую ногу, а левый ботинок – на правую,
- ребенок засовывает обе ноги в одну штанину брюк или надевает их задом наперед,
- неприятная для малыша одежда (слишком тугой ворот футболки, в котором застревает голова; колючая кофточка, слишком плотная жесткая куртка,
- трудность определения лицевой и изнаночной стороны одежды. Малыш может надеть кофточку «навыворот», то есть швами наружу.
В процессе одевания развивается мышление, речь, мелкую моторику, сенсомоторную координацию.
Почему же так важно помочь малышу научиться одеваться самостоятельно?
Когда ребенок учится быть самостоятельным, он учится самостоятельности не только в одевании, но и в жизни.
Конечно, быстрее всё сделать за ребенка самому. Но что мы этим закладываем в малыша? Если с раннего возраста тормозить в малыше желание «Я сам», не давать ему возможности проявить самостоятельность, то ребенок может вырасти пассивным, не умеющим преодолевать трудности в жизни и ждущим, что всё за него сделают другие, чувствующим себя зависимыми от других.
Поэтому, приступая к обучению ребенка одеванию, переодеванию, важно помнить:
1. Всё, что ребенок может сделать сам - он делает сам.
2. Если мы одеваем ребенка сами, то мы теряем возможности в интеллектуальном и речевом развитии ребенка, которые нам щедро предоставляет наша повседневная жизнь. Бытовые процессы – это то, что дает нам «развивающие задания», повторяющиеся изо дня в день.
Это и развитие мелкой моторики и крупной моторики, и развитие мышления и речи:
1) При одевании необходимо говорить с малышом, называя части тела и детали одежды: «Где у тебя левая ручка? Давай ее просунем в левый рукав. А где правая рука?
2) Можно нарисовать и выложить с помощью картинок последовательность одевания (сначала, потом).
3) Чтобы научиться завязывать бант и шнуровать, нужно запомнить и понять последовательность действий.
4) В одевании и раздевании крепнет ручка ребенка, его пальчики становятся более ловкими и умелыми.
5) Ребенок учится контролировать свои действия, отличать правильное действие от неправильного, анализировать, устанавливать взаимосвязь между действием и его результатом. Это настоящая тренировка для ума.
6) Одевание, переодевание – это также и вклад в физическое развитие, развитие координации движений. В процессе одевания работают все суставы: плечевые, локтевые, коленные и др.
3. Именно в таком простом самообслуживании ребенок сталкивается с тем, что для решения задачи нужно приложить усилие для достижения цели. В одевании и других бытовых процессах дети учатся ставить перед собой цель (например, надеть маечку, находить и осваивать способы ее достижения, анализировать результат (получилось или нет, исправлять ошибки если не получилось. А значит, здесь зарождаются контрольно-проверочные умения, которые очень понадобятся ребенку в любом продуктивном виде деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.) и позже в обучении в школе.
4. Когда ребенок чувствует себя умелым, у него появляется желание помогать другим – сестре или брату, родителям, друзьям — сверстникам. У него появляется возможность стать заботливым! И такое желание нужно всячески поощрять, предложить помочь младшему брату завязать шарфик, придержать куртку, пока младший ребенок ее снимает.
Как мы видим, обучение детей самостоятельному одеванию – это очень важный вклад в их своевременное полноценное развитие, который мы – взрослые – можем либо дать ребенку, либо забрать у него, лишив ребенка возможностей одеваться самому.
Для того, чтобы процесс обучения был интересным и приятным и привел к успеху, необходимо придерживаться следующих правил:
Первое. Одежда, которую ребенок будет одевать сам, должна быть удобной и простого покроя. На ней не должно быть пряжек, застежек на спине, тонких ленточек — завязочек, слишком узких дырочек для шнурков и других элементов, сложных для малышей.
Например, гораздо удобнее надевать свободные брюки на резинке, чем узкие брюки из плотной ткани на молнии и пуговице. Для маленьких детей желательна одежда с застежкой — липучкой или молнией, с очень крупными пуговицами, для более старших — можно и даже нужно использовать любые виды застежек, в том числе с мелкими элементами. Но в любом случае на детской одежде не должно быть неудобных застежек – например, слишком тугих отверстий для пуговиц, через которые их очень трудно просунуть, или застежек на спине, которые невозможно самому застегнуть. Нужно всегда заботиться об удобстве малыша и о его возможности самостоятельно надеть свою вещь на себя.
Также нужно обращать внимание на ворот платья, футболки, джемпера или свитера. Очень часто на детских изделиях ворот слишком тугой, малыш «застревает» в вороте, пугается, а потом не хочет сам одеваться.
Второе. Желательно для самых маленьких покупать или шить одежду, в которой отличаются спинка и перед.
Например, на кофточке спереди должна быть аппликация, кармашки, отделка тесьмой. Это поможет малышу не путаться и одеться правильно (иначе дети часто надевают одежду задом наперед).
Третье. Легче всего малышу научиться одеваться сидя. Потом, уже овладев этим умением, он сможет одеваться и стоя.
Четвертое. Во время самостоятельного одевания и раздевания нужно внимательно следить за состоянием малыша.
Если он пыхтит, кряхтит, напрягается, нервничает из-за того, что у него что-то долго не получается – нужно вовремя прийти на помощь. Иначе от одевания останутся лишь неприятные впечатления, и малыш откажется в дальнейшим от своих безуспешных попыток самостоятельно одеться. Нам – взрослым – очень важно обеспечить малышу успех и радость от своих достижений: «Я сделал сам!»
Одевание – это сложный процесс для малышей, поэтому научить ему сразу же невозможно. И малышу долго будет требоваться помощь взрослых. Разделите этот процесс на две части – что делаете Вы, а что – ребенок. Постепенно доля того, что делает ребенок сам, будет увеличиваться.
Важно учитывать, что все дети разные и каждому потребуется своё время на обучение. Нельзя торопить малыша, процесс обучения должен идти в соответствии с его индивидуальным темпом, и всё обязательно получится.