Надежда Сураева
Научные исследования о взаимосвязи мелкой моторики и речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Люди давно догадались о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Уже во II веке до нашей эры в некоторых цивилизациях были широко распространены методы «пробуждения» речи через развитие ладошек и пальчиков у детей с помощью подручных средств (грецких орехов, металлических шариков и так далее).
Научные доказательства взаимосвязи были представлены общественности в конце XIX века и неоднократно подтверждены в последующем.
Публикация «Научные исследования о взаимосвязи мелкой моторики и речи,» размещена в разделах
Одним из самых интересных экспериментов оказалось наблюдение за малышами первых недель жизни. Мамочки в течение нескольких минут массировали ручку ребенка, сгибали и разгибали пальчики. Ученые при этом отслеживали биоритмы мозга. Спустя два месяца таких регулярных упражнений, исследователи обнаружили, что возбуждение двигательной зоны стало распространяться на область, отвечающую за речь. То есть движения пальчиками и кистями помогают малышу скорее научиться говорить.
Поэтому хорошо, если вы будете регулярно проводить массаж пальчиков ребенка.
Как правило, дети с хорошо развитой моторикой рук умеют логично рассуждать, имеют обширный словарный запас, отличную память и более общительны. Есть такой метод определения речевого развития ребенка: надо попросить малыша показать один, два и три пальчика (при этом сначала показать самому, как это сделать). Дети, которым легко удаются изолированные движения пальчиков, уже умеют хорошо говорить. Если пальчики не слушаются, поднимаются все вместе или совсем вялые, речь следует развивать интенсивнее.
Конечно, бывают и исключения из правил. Есть дети с прекрасной речью и плохо развитой моторикой и наоборот.
Стоит также отметить, что на развитие речи влияют много факторов, и мелкая моторика — лишь один из них. Хорошо координированная деятельность ручек стимулирует умственное (в том числе и речевое) развитие, но действия, направленные на развитие речи, должны быть комплексными и включать в себя другие каналы восприятия (зрительный, слуховой, артикуляционный).