светлана самошкина
Научно-исследовательский проект «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Научно-исследовательский проект
Государственное бюджетное специализированное учреждение
социального обслуживания
«Областной реабилитационный центр для детей – инвалидов «Надежда»
Научно-исследовательский проект на тему:
Воспитатели группы №6:
Самошкина С. А.
г. Волжский 2021
Актуальность:
Публикация «Научно-исследовательский проект „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль. Дошкольное детство- период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ОВЗ).
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. А просьба дать отчет об увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи.
Дошкольник привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, научно-исследовательскую, художественную деятельность.
Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и беречь природу - вот основная задача педагога. Ознакомление детей с природой необходимо начать с первых шагов по родной земле, так как это является важным средством всестороннего развития ребенка. Воздух занимает главную, значимую роль в жизни человека. Воздух нельзя увидеть, потрогать но он присутствует во всём что нас окружает, поэтому взрослые, должны помочь детям понять его значимость, его свойства. Предлагаемый проект «Познакомьтесь – это воздух!» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, покажет, что с детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле, обогащение словарного запаса.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с воздухом, с его свойствами и ролью в жизни человека и животных;
• углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов;
Развивающие:
Способствовать развитию кругозора; уметь рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; учить договариваться между собой.
• создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования;
• развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты;
• формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём;
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе;
Ожидаемые результаты:
1. Повыситься уровень развития любознательности детей.
2. Дети познают элементарные представления о воздухе, его свойствах.
3. У Детей сформируются простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.
4. Развитие у детей коммуникативных навыков.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Этапы проекта:
1 этап Подготовительный - поиск форм и методов реализации проекта
2 этап Основной - реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разных видах деятельности.
3 этап Оценочный – подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности.
1 этап Подготовительный
Проблема
Так как наши дети ОВЗ, у них недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Какое значение воздуха? Как воздух загрязняется? Как охранять воздух? Такие вопросы возникли во время беседы о воздухе.
Поиск форм ответа на поставленные вопросы
1. Работа с методической и художественной литературой.
2. Разработка содержания деятельности и подготовка ресурсного обеспечения для проведения исследований, опытов, экспериментов с воздухом, дидактических игр, занятий. Подготовительный этап.
Определение цели и задач проекта.
Составление плана основного этапа проектирования.
Основной этап.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Планирование и организация деятельности:
1-й этап – подготовительный.
1 Определение темы проекта: знакомство детей с основными понятиями.
2 Составление плана работы по реализации проекта «Воздух – невидимка»
3 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций.
4. Подбор наглядно - дидактических пособий, игр, демонстративного материала для занятий.
2-й этап – основной
Понедельник.
Беседа: «Беседа о воздухе» (приложение 1)
Пальчиковая игра «Шарик» (приложение 2)
Опыт№1 «Запираем воздух в шарик» (приложение 3)
Игра с воздушными шариками. (приложение 4)
Взаимодействие с родителями: ширма «Закаливание детей воздухом, солнцем, водой.» (приложение 8)
Вторник.
Чтение художественной литературы: отрывок А. С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане» (приложение 1)
Пальчиковая игра «Ветер» (приложение 2)
Опыт №2 «Кораблик» (приложение 3)
Дыхательные упражнения, дидактические игры (приложение 5)
Взаимодействие с родителями: консультация «Что нужно делать, чтобы воздух был чистый» (приложение 8)
Среда.
Рассматривание иллюстраций по теме: «Воздух» (приложение 1)
Чтение загадок о воздухе «Ветер» (приложение 1)
Подвижная игра: Ветер дует нам в лицо….» (приложение 2)
Опыт №3 «Воздух в стакане» (приложение 3)
Игра с мыльными пузырями. (приложение 4)
Взаимодействие с родителями: «Как увлажнять воздух и одновременно проветривать помещение» (приложение 8)
Четверг.
Аппликация: «Воздушный шар» (приложение 6)
Дыхательная игра: «Воздушные гонки» (приложение 5)
Опыт №4 «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет» (приложение 3)
Сюжетно-ролевая игра: «Полет на воздушном шаре» (приложение 7)
Взаимодействие с родителями: «Зачем детям заниматься опытами и экспериментами»
Взаимодействие с семьей Бреусовой Ульяны поделка «Мельница».(приложение 5)
Пятница.
Рисование: «Дождь» (приложение 6)
Подвижная игра: «Раздувайся пузырь» (приложение 2)
Опыт №5 «Воздух легче воды» (приложение 3)
Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская» (приложение 7)
Взаимодействие с родителями: «Подведение итогов работы. Презентация Проекта»
Список литературы.
1. Акимова Ю. А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром». – М. : Творческий Центр Сфера 2007 г.
2. Бурыкина М. Ю. «Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста».- М. : Просвещение 1995 г.
3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников». – М. : Творческий центр Сфера 2012 г.
4. Гризик Т. И. «Познаю мир»; «Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста» методическое пособие. – М. : Творческий центр Сфера 2012 г.
5. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – СПб: Детство – Пресс, 2005 г.