Таcлима Садыкова
Способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, музыкальный руководитель, МБДОУ «ДС «Непоседы», Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, Российская Федерация.
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
METHODS FOR FORMING AND EVALUATING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A MEANS OF QUALITY MANAGEMENT FOR PRESCHOOL
Аннотация
Публикация «Способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством ДОО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Введение. В статье рассматривается проблема управления качеством дошкольного образования посредством профессиональной компетентности педагога, рассматриваются способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.
Материалы и методы. Для выявления способов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога используются такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых документов, в которых определены требования к квалификации педагогов, а также анализ научных исследований, рассматривающих различные подходы к формированию и оцениванию профессиональной компетентности педагога.
Результаты. По итогам анализа нормативно-правовых документов и научных исследований рассмотрены различные формы методической работы, которые будут способствовать формированию профессиональной компетентности, а также методики оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Обсуждение. В статье подчеркивается, что способами формирования профессиональной компетентности являются различные формы методической работы в дошкольной образовательной организации, способами оценивания – различные методики оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования
Заключение. По итогам изучения нормативно-правовых документов и научных исследований дается обоснование таких форм методической работы, как тренинг, семинар, проектная деятельность, социализационное занятие, которые будут способствовать формированию профессиональной компетентности. Также представлена характеристика методик оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
Ключевые слова: управление качеством дошкольного образования; компетенция; профессиональная компетентность педагога; образовательные и социальные компетенции педагога дошкольного образования; формирование профессиональной компетентности; оценивание профессиональной компетентности; методическая работа.
Основные положения:
– рассмотрены требования современных нормативно-правовых документов к уровню профессиональной компетентности педагога;
– определены способы формирования профессиональной компетентности педагога – формы методической работы в дошкольной образовательной организации;
– дана характеристика методик оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
1 Введение (Introduction)
В современных условиях обновления и модернизации системы образования актуальной является проблема совершенствования деятельности образовательных организации, повышения качества образования, поиска эффективных средств, которые будут способствовать решению данных задач. В нормативно-правовых документах подчеркивается, что деятельность образовательных организаций, в том числе на уровне дошкольного образования, должна быть ориентирована на достижение качества образовательного процесса (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
Для достижения качества дошкольного образования необходимы соответствующие средства, одним из которых является профессиональная компетентность педагога. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагог должен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с установленными в нормативно-правовых документах требованиями, при этом педагог должен постоянно повышать уровень своей подготовки (ст. 48) [1].
В связи с этим важно понимать, что входит в содержание феномена «профессиональная компетентность педагога», какова ее структура, а также какие способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога необходимо применять с учетом специфики дошкольного образования.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Для изучения способов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога как средства управления качеством дошкольного образования были проанализированы нормативно-правовые документы и научные исследования, рассмотрены основные подходы к обоснованию форм методической работы и выбору методов и методик для оценивания профессиональной компетентности.
3 Результаты (Results)
Под профессиональной компетентностью педагога как средства управления качеством дошкольного образования понимается комплекс компетенций. Компетенция, в соответствии с теорией профессионально-педагогической компетентности С. Г. Молчанова, представляет собой совокупность представлений об объекте (знания, представления о возможных способах работы с объектом (умения и навыки, реальные действия и поступки (способы деятельности и поведения) [2].
Комплекс компетенций, которые входят в структуру профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, включает образовательные (предметные, дидактические компетенции, квалитативные, технико-технологические, методические) и социальные компетенции. Образовательные компетенции направлены на передачу содержания образования, а социальные – на передачу социализации [3].
Проблема профессиональной компетентности педагога предполагает изучение не только содержания данного феномена, но и поиск способов формирования и оценивания. Необходимо определить, какие формы, методы и средства будут способствовать формированию профессиональной компетентности педагога, а также то, по каким критериям и показателям нужно оценивать уровень профессиональной компетентности, посредством каких методов и методик осуществлять процесс оценивания профессиональной компетентности педагога [4].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ сказано, что педагог обязан «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне», «систематически повышать свой профессиональный уровень» и «проходить аттестацию» (ст. 48, п. 1). Аттестация, согласно ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» проводится с целью «подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности». При этом не указывается, какие инструменты необходимо использовать для оценки профессиональной деятельности педагога, а также какие способы необходимо использовать для того, что «систематически повышать свой профессиональный уровень» [1].
Федеральным законом также определено, педагог должен осуществлять образовательную деятельность в соответствии с квалификационными требованиями, которые указаны в профессиональных стандартах (ст. 46, п. 1). В данном случае это Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [5]. Согласно данному стандарту, деятельность педагога включает в себя ряд трудовых функций, направленных на реализацию содержания программы дошкольного образования. При этом не обозначены способы формирования и оценивания данных трудовых функций.
В п. 1.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано, что в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для «профессионального развития, … консультативной поддержки педагогических работников, … организационно-методического сопровождения процесса реализации программы…» (п. 3.2.6) [6]. При этом не раскрывается, что входит в перечень данных условий, каким образом они будут способствовать формированию профессиональной компетентности педагогов.
В научных исследованиях рассматриваются различные подходы к формированию профессиональной компетентности педагога. Согласно теории профессионально-педагогической компетентности С. Г. Молчанова, необходимо определить не только то, что входит в содержание феномена «профессиональная компетентность педагога» («Что?», но и как необходимо формировать профессиональную компетентность («Как?») и каким образом оценить уровень сформированности профессиональной компетентности («Каков?») [2].
И. Н. Асаева считает, что процесс формирования профессиональной компетентности педагога включает в себя такие этапы, как диагностика компетенций воспитателя, создание условий для повышения квалификации (мотивация, разработка и реализация модульной программы повышения квалификации, научно-методическое сопровождение, оценка результативности деятельности педагогов [7].
О. В. Тихомирова также выделяет такие направления, как развитие мотивации педагогов, освоение теоретических знаний и формирование практических умений, организация процесса профессионального взаимодействия педагогов (коммуникация, рефлексия. В качестве форм предлагаются групповой или индивидуальный методический продукт, теоретические и практические занятия [8].
Г. И. Захарова в качестве средства формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО предлагает тренинг. Посредством тренинга у педагогов формируются знания в области педагогики и психологии, умения и навыки эффективного общения с детьми, коллегами и родителями, профессионально значимые свойства личности [9].
Л. Н. Атмахова считает, что условием развития профессиональной компетентности педагогов ДОО является организация методической службы. Методическая служба рассматривается как самостоятельное структурное подразделение дошкольной образовательной организации, задача которого – развитие профессиональной компетентности через разнообразные формы организации работы с педагогами (предметно-педагогические циклы, методические секции, творческие мастерски т. д.) [10].
С. Г. Молчанов предлагает такую форму работы по формированию компетентности, как социализационное занятие. Это форма работы по формированию теоретических представлений о положительных социальных компетенциях с использованием различных материалов с социализирующим контентом. Классификация занятий включает: теоретические занятия по формированию представлений о компетенциях педагога дошкольного образования, проектная деятельность, занятия с изображениями (images-self-teach, с видеоматериалами (video-self-teach, с аудиоматериалами (audio-self-teach). В работе с педагогами социализационные занятия могут быть направлены на формирование представлений о компетенциях современного педагога дошкольного образования, умений экспертного оценивания и самооценивания профессиональной компетентности [11].
Таким образом, в научных исследованиях раскрываются различные подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. Во многих исследованиях подчеркивается важность работы по формированию мотивации педагогов, организации методической работы посредством различных форм (занятий, лекций, тренинга, семинара, проектной деятельности). Для того, чтобы оценить эффективность данных форм, необходимо определить способы измерения уровня сформированности профессиональной компетентности педагога.
В научных исследованиях проблема измерения профессиональной компетентности рассматривается с позиции двух основных подходов: первый – оценивается определенный компонент профессиональной компетентности, например, мотивационный, коммуникативный, организационный и т. д. ; второй – разрабатывается комплексная авторская методика, в которой определяется структура профессиональной компетентности и соответствующие способы измерения всех входящих в нее компонентов [12].
В рамках первого подхода можно выделить различные методики, направленные на оценку определенных компонентов компетентности педагогов. Так, например, для изучения мотивационного компонента можно использовать методики и диагностики для определения мотивации профессиональной деятельности педагога, мотивации профессионального развития педагога: методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфира в модификации А. Реана, методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» И. В. Никишиной) [13].
В рамках второго подхода разрабатываются комплексные методики оценивания профессиональной компетентности педагога. В них компетентность рассматривается как совокупность определенных компетенций, каждая из которых оценивается по специально разработанным критериям и показателям. Так, например, Т. А. Сваталова разработала лист самооценки, который педагоги заполняют на основе рефлексии собственной деятельности. По количеству баллов делается вывод об уровне профессиональной компетентности (недопустимый, критический, допустимый, достаточный, оптимальный) [14].
С. Г. Молчанов разработал методику «Отбор содержания социализации (ОСС)» и «Оценивание социализованности (ОС)». Первая методика обеспечивает выбор референтных групповых компетенций, фиксирующих социальный заказ, вторая – обеспечивает взаимное оценивание (фиксацию поступков) качеств каждого члена группы [11].
4 Обсуждение (Discussion)
Проведенный анализ нормативно-правовых документов и научных исследований показал, что решение проблемы управления качеством дошкольного образования требует обоснования способов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя образовательные и социальные компетенции. Данный подход позволяет определить способы формирования и оценивания профессиональной компетентности. Способы формирования профессиональной компетентности включают в себя различные формы методической работы, способы оценивания – методы и методики диагностики профессиональной компетентности.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 20.10.2020).
2. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 113-126.
3. Белкина В. Н. Профессиональное самосознание как психолого-педагогическая категория // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 207-211.
4. Катуржевская О. В. Оценка качества сформированности профессиональной компетентности выпускника вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. №2 (62) Т. 3. С. 58-63.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 20.10.2020).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 20.10.2020).
7. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.07; Ур. гос. пед. ун-т. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/256/1/aref00266.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
8. Тихомирова О. В. Формирование профессиональной компетентности педагога в предшкольном образовании в условиях повышения квалификации: автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.08; Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kno/tihomirova_avtoref.pdf (дата обращения: 20.10.2020).
9. Захарова Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга: дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalnoi-kompetentnosti-pedagoga-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s (дата обращения: 20.10.2020).
10. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.07; Ур. гос. пед. ун-т. URL: https://www.dissercat.com/content/organizatsiya-deyatelnosti-metodicheskoi-sluzhby-kak-uslovie-razvitiya-professionalnoi-kompe (дата обращения: 20.10.2020).
11. Молчанов С. Г. Video-self-teach и другие социализационные занятия с родителями: опыт классификации // Детский сад от А до Я: Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2017. № 5. С. 6-11.
12. Прилипко Е. В. Оценочная деятельность преподавателя в компетентностной парадигме: формирование осознанной компетентности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 1. С. 30-35.
13. Тихомирова О. В. Методика оценивания профессиональной компетентности педагога общего образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 77-84.
14. Сваталова Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования. URL: https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/11/svatalova.pdf (дата обращения: 20.10.2020).