Таранова Надежда
Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена проблемам эмоциональной отзывчивости и её развития у дошкольников посредством восприятия музыки
Ключевые слова: эмоциональная сфера ребёнка, эмоциональная отзывчивость, музыкального восприятия и развития ребёнка, методы и приёмы музыкального воспитания
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников посредством восприятия музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Глобальные социальные преобразования обнаруживают на сегодняшнего дошкольника огромное влияние и подвергают сильным эмоциональным испытаниям, что либо задерживает формирование эмоционального мира ребёнка, либо искажает данный процесс.
«Программно-методическое оснащение эмоционального формирования дошкольников не успевает за потребностями практики» [1, с. 31]. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Исследования дошкольников в игре и ежедневной деятельности выявляют тот факт, что дети нередко неадекватно выражают собственные эмоции, не умеют верно определять эмоции иных детей, что представляется значимым препятствием в формировании доброжелательных отношений и умения эффективно общаться.
Практика демонстрирует, что в формировании эмоциональной сферы дошкольников недостаточно применяется потенциал музыки, содержанием которой представляются чувства, эмоции, настроения. А установлено, что эмоциональная отзывчивость на музыку, формируемая у детей в ходе музыкальной деятельности, непосредственно связана с формированием эмоциональной отзывчивости в жизни, с воспитанием таких личностных качеств как доброта, способность сочувствовать иному человеку.
Формированию эмоциональной сферы содействуют все виды деятельности ребёнка. Большую роль в обогащении эмоционального опыта ребёнка играет музыка. «Музыка – это и есть собственно эмоция» [2, с. 4]. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
У ребёнка в ходе восприятия музыкальных образов зарождается чувство сопереживания, до какого он в своей повседневной жизни не поднимается и не может подняться. После окончания контакта с музыкальным произведением, дошкольник возвращается в сферу собственных эмоций, но уже в обогащённой степени. Данная сторона музыки предоставляет возможность ребёнку духовно компенсировать то, что недостаёт ему в неизменно ограниченной пространством и временем жизни, возместить с помощью воображения удовлетворение многих потребностей. Это было доказано в исследованиях педагогов Н. Б. Берхина, О. П. Радыновой [4] и музыковеда А. Н. Сохор.
Диапазон задач музыкального восприятия и развития ребёнка в дошкольном возрасте расширяется. Музыка предстаёт как один из вероятных языков знакомства детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Дошкольник не может ещё управлять эмоциями. Его чувства стремительно появляются и так же молниеносно пропадают. С созреванием эмоциональной сферы у ребёнка чувства делаются более рациональными, подчиняются мышлению. Но это случается, если дошкольник усваивает нормы морали и соотносит с ними собственные поступки. Он начинает распознавать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дети становятся способны сопереживать, сострадать литературному герою, изображать в сюжетно-ролевой игре всевозможные эмоциональные состояния. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Факт влияния музыки на дошкольника физиологически – успокаивающе или возбуждающе – был подтверждён отечественным физиологом В. М. Бехтеревым. На основе экспериментов он сделал вывод, что ребёнок откликается на звуки музыки до развития речи.
В исследованиях знаменитых педагогов-музыкантов Э. Б. Абдуллина, Д. Б. Кабалевского, О. П. Радыновой [4], В. Г. Ражникова отмечается чрезвычайная важность эмоционально-образной сути музыки, её роль в формировании эмоциональной сферы личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции представляются основным содержанием музыки, что и делает её наиболее действенным средством формирования эмоциональной сферы ребёнка. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Чувства дошкольника с течением времени утрачивают импульсивность, делаются более глубокими по смысловому содержанию. «Меняется и роль эмоций в деятельности ребёнка. Если на предшествующих стадиях онтогенеза главным ориентиром представлялась оценка взрослого, то сейчас он может переживать радость, предугадывая позитивный итог собственной деятельности» [3, с. 18]. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Использование различных способов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе какой обогащаются знания дошкольников об эмоциях, накапливается опыт восприятия и исполнения разных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний многообразных эмоциональных состояний, содействуют формированию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Для достижения поставленной цели применяю традиционные методы и приёмы музыкального воспитания, какие носят развивающий характер, инициируют дошкольников к проявлениям разных видов двигательной, речевой, эстетической активности.
Наглядно-слуховой метод (воспроизведение музыки). При исполнении произведения стремлюсь выразительно, точно интонационно, продемонстрировать детям те чувства и настроения, какие стремился выразить композитор. В старшей группе, прежде всего, применяю «живое» фортепианное исполнение, с подробным анализом мелодии, аккомпанемента, выразительных средств. Использую приём контрастных сопоставлений. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Наглядно-зрительный метод (демонстрация картин, портретов композиторов, наглядных пособий, видеоматериалов). Применяю для усиления впечатлений детей от прослушанной музыки, что оживляет в их воображении зрительные образы. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, её авторе, истории творения, краткий рассказ). Восприятие музыки находится в зависимости от установки воспитателя перед слушанием. Вот почему повествую о музыкальном произведении увлечённо, занимательно. Подбираю информацию, доступную детскому восприятию. Уделяю особенное внимание пониманию тех чувств и настроений, какие выразил композитор. Для становления «словаря эмоций» пользуюсь игровым приёмом «Копилка музыкальных терминов». Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Беседуя с ребятами о музыке, расширяю представления детей об определённых явлениях действительности, стремлюсь обогатить их внутренний мир. Определяю для себя задачу: формировать нравственные качества и интересы ребёнка, воспитать культурного слушателя. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке, рисунках). Применяю музыкально-ритмические движения, в каких дошкольники моделируют качества музыкальной речи (темп, динамика, ритм). А кроме того использую хореографические этюды-импровизации, пантомиму, при помощи чего ребята изображают драматургию произведения, характер образа, оттенки настроений. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Приём индивидуально-дифференцированного подхода. В работе с дошкольниками принимаю во внимание их общее и музыкальное развитие, стремлюсь выбрать подход к каждому ребёнку. Применяю кукольные персонажи, задания и вопросы разного уровня сложности. Побуждаю ребят с невысоко развитым восприятием подключаться к процессу обсуждения, исполнения музыки. Хвалю за любое достижение, вырабатывая уверенность ребенка в своих силах.
Для раскрытия степени проявлений эмоциональной отзывчивости использую методику А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунской. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Методика А. Г. Гогоберидзе [2] и В. А. Деркунской включает в себя три задания. Исполнение заданий оценивается по трёхбалльной системе. По окончанию исследования по итогам трёх заданий определяется уровень проявления эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
В ходе проведённой работы были получены последующие результаты. С высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в группе было выявлено трое детей. Эти дошкольники отличаются целенаправленностью восприятия, активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального восприятия, дифференцированностью слуховых ощущений. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Со средним уровнем проявления эмоциональной отзывчивости было выявлено 9 человек. Эти дети выделялись сосредоточенностью при слушании музыкальных произведений. Для них была свойственна застывшая поза, увлечённый взгляд, какой иногда передвигался по находящимся вокруг дошкольника предметам. Пребывание в состоянии некой задумчивости указывало на то, что музыка ребятам интересна, но эмоциональных переживаний не пробуждает.
Несмотря на то, что музыка признаётся особенно эмоциональным видом искусства, был зарегистрирован и низкий уровень развития эмоциональной отзывчивости. Данному уровню соответствует 11 детей. Они не умеют слушать музыкальные звуки, определять в них те чувства, переживания, какие выразил композитор. Большая часть детей повторяли выводы и действия других, не имея собственного мнения. Дошкольники, отнесённые к данному уровню, в большинстве своём были увлечены окружающими их предметами, нежели предлагаемыми музыкальными произведениями.
«Таким образом, рассматривая данные можно сделать вывод о малой обращённости к эмоциональной сфере ребёнка в педагогической деятельности» [1, с. 22]. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
В связи с этим приняла решение организовать условия для управления детьми собственными эмоциями и чувствами, грамотно чувствовать и понимать музыку, пробудить у них интерес к музыкальной деятельности. Для этого подобрала дидактические игры, нацеленные на формирование музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости детей. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Движение способствует полнее воспринимать музыкальное произведение, которое, в свою очередь, придаёт ему своеобразную выразительность. Исполняя движения под музыку, дошкольники мысленно воображают тот или иной образ. Следует заметить, что всякий раз ребёнок воссоздаёт музыкально-игровой образ по-своему. В игре, положим, надо передать образ хитроумной лисы и боязливого зайца. Дети, применяя соответствующие движения, транслируют не только облик и нрав персонажей, но и отношение к ним. Так возникает творческое воображение. Действенным приёмом считаются и дидактические игры, нацеленные на умение различать различные настроения и чувства. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Благодаря этим упражнениям, детям становится проще общаться с ровесниками, выражать собственные чувства и лучше понимать других. У дошкольников формируются позитивные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта и др. ; искореняются страхи и различные опасения. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Таким образом, применяемые в работе с детьми музыкальные игры, задания, методики, разнообразные виды музыкальных занятий дают возможность дошкольникам развить музыкальные способности, а так же оказывают позитивное воздействие на развитие их эмоциональной отзывчивости. Вначале рассмотрим понятие, представляющее собой мысль, выраженную словами, отражающую всеобщие значительные и дифференциальные показатели явлений, а также предметов жизни. Оно обладает, во-первых, объемом и, во-вторых, содержанием
Список использованной литературы
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1989. – 270с.
2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
3. Данилина Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 160с.
4. Радынова О. П. Слушаем музыку / О. П. Радынова. – М. : Просвещение, 1990. – 158 с.