Жаркова Галина Александровна
Научная статья на тему «Проблемы и перспективы цифровизация дошкольного образования»
Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область
Аннотация: в данной статье рассматривается тема внедрения цифровых технологий и дошкольных образовательных учреждениях, а также вытекающие в ходе данного процесса и другие нововведения, среди которых переподготовка персонала, экономический вопрос в связи с обеспечением материально-технической среды.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация дошкольного образования, условия внедрения.
Публикация «Научная статья на тему „Проблемы и перспективы цифровизация дошкольного образования“» размещена в разделах
Сегодня развитие новых технологий идёт очень быстрыми темпами, практически все сферы жизнедеятельности человека внедряют всё новые и новые технологии, среди которых и цифровые. В связи с этим в обществе в последнее время стал популярным термин «цифровизация», но далеко не все понимают, в чём его суть. Обратимся к понятию этого слова. Цифровизация – процесс преобразования информации в цифру. Так и цифровизацией образования можно назвать процесс перехода на электронную систему образования, где дошкольное – не исключение, что было подчеркнуто и в ходе обсуждения вопросов на IX Гайдаровском форуме, проходившего 15-16 января 2020г. в Москве, одной из тем которого была «Глобальные тренды, цифровизация, вызовы рынка труда, будущее системы образования». [4] Но внедрение цифровых технологий – это не просто создание каких либо инструментов и платформ, которые будут работать сами по себе. Это технологии, которыми должен управлять и пользоваться ими человек. Самое главное в цифровой трансформации – фундаментальные изменения стереотипов мышления, методов работы и управления данным процессом внедрения.
В нашем современном мире на ровне со взрослыми растут и развиваются дети, в таких же условиях развивающегося цифрового пространства, которое стало неотъемлемой частью жизни. [6] Для успешного вхождения в жизнь взрослых, ребенка необходимо развивать и учить на современных технологиях, что было подчёркнуто в послании Президента России В. В. Путина Федеральному собранию 1 марта 2018 года, где он внес ясность о перспективах развития системы образования : «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху» [8].
Актуальность внедрения цифровых технологий в ДОУ обусловлена нормативной базой, интересами и потребностями детей и родителей, а также педагогов. Внедрение цифровых технологий в дошкольную сферу образования обозначено и в Государственной программе «Развития образования» на 2018 – 2025 гг., утвержденной Правительством РФ от 26 декабря 2017г. № 1642 с последними изменениями на 29 марта 2019г., среди направлений которой является Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» со сроком 2019 – 2024гг. и целью: «Создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы. К 2024 году во всех субъектах РФ внедрена целевая модель цифровой образовательной среды. К 2024 году 100 процентов образовательных организаций обеспечены Интернет-соединением, а также гарантированным интернет-трафиком.» [5, с. 11] О необходимости внедрения цифровых технологий на уроне дошкольного образования прописано и в Законе «Об образовании» : «Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка» [11], а также ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий. [10]
Внедрение цифровых технологий в ДОО – это длительный путь формирования технологической среды детских садов.
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это игра. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь. [3]
Для реализации дошкольного образования важную роль играет формирование окружающей среды. Правильно подобранный материал и организация развивающей среды прямым образом влияет на умственное развитие детей дошкольного возраста. Так и в использовании цифровых технологий в ДОО непосредственным условием является наличие необходимого цифрового оборудования соответствующего для организации деятельности детей данного возраста. Среди такого оборудования можно выделить наиболее известные: компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски; а также специально созданные цифровые устройства для обучения дошкольников : интерактивные скалодромы, интерактивные песочницы, столы, полы, тумбы, мультимедийные детские студии, интерактивные комплексы.
Интерактивные скалодромы – это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры; обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи.
Интерактивные песочницы – комплексы, в которых с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.
Интерактивные детские мультстудии – это новая интерактивная система для изобретения мультимедийных историй.
Интерактивные полы – это горизонтальные интерактивные системы в виде пола, которые реагируют на движения тела человека.
Интерактивная тумба – это напольный проектор на колесиках, который проецирует изображения и игры прямо на пол.
Интерактивные комплексы – они включают в себя: интерактивную панель, встроенный компьютер с предустановленным программным обеспечением, набор методических материалов, реквизит для проведения тематических занятий. [3]
Всё это оборудование позволяет детям быть участниками интерактивной деятельности – играть, рисовать, слушать, смотреть и тому подобное, где проявляется самостоятельность ребенка и даётся ему возможность самому делать открытия в новом цифровом мире, а также развивается самостоятельность, что имеет большое значение для будущей его взрослой жизни.