Скуратова Альбина
Научная разработка «Музыкотерапия как средство воздействия на эмоциональную сферу дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия как средство воздействия на эмоциональную сферу дошкольников
Скуратова Альбина Владимировна,
музыкальный руководитель
Марченко Наталья Викторовна,
педагог-психолог
МБДОУ д/с №49 г. Белгород
Ключевые слова: ребенок, музыка, терапия, эмоция, чувство, занятия, развитие, инструмент,
Аннотация: ….
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья. В. М. Бехтерев
Публикация «Научная разработка „Музыкотерапия как средство воздействия на эмоциональную сферу дошкольников“» размещена в разделах
В современном мире детская психика подвергается воздействию непрерывно растущего информационного потока, страдает от ухудшения экологии и других негативных внешних факторов. В результате появляются проблемы в развитии эмоциональной сферы детей, самыми распространенными из которых являются физическое и эмоциональное напряжение. Оно проявляется в раздражительности, агрессии и т. п. и является препятствием для гармоничного и эффективного развития личности ребенка. Помочь этому может музыкальный руководитель на своих занятиях, применяя элементы музыкотерапии для детей.
Музыкотерапия - метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения и др.
Однако музыкотерапия также имеет свои противопоказания. Не подойдёт этот метод развития и лечения детям, у которых часто случаются судороги, детям, страдающим отитом, у которых быстро нарастает внутричерепное давление и малышам в тяжёлом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма. Категорически запрещается давать слушать музыку детям через наушники.
Влияние музыкальной терапии на организм.
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка: снижается психическое напряжение, уходит раздражение, улучшается настроение.
Правильно организованная музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т. е. интеграцию мозга. В результате улучшается функционирование высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления и речи. Восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, т. е. может быть активным или пассивным.
Разные инструменты, по мнению ученых, влияют на разные органы и разные части человеческого тела: фортепиано — снимает возбудимость, успокаивает нервную систему; скрипка, флейта — расслабляют; кларнет — улучшает кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему.
Задачи музыкальной терапии
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, в отношении человека к миру и людям, в процессе и результате его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок естественным образом встречают разный прием в мире сверстников и взрослых. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации.
В связи с этим по организации работы с детьми ставятся следующие задачи: сформировать навык невербального, чувственного контакта с окружающими; способствовать снятию нервно-психического напряжения в музыке в процессе движения и слушания музыки; развить умение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце; научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями; прививать навыки расслабления при помощи музыки, способствовать коррекции психоэмоциональной сферы.
Виды и методы музыкальной терапии.
Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии: рецептивной; интегративной; активной.
Рецептивная (пассивная) музыкотерапия характеризуется тем, что ребенок не принимает активного участия, занимая позицию простого слушателя. Используется в работе с детьми, имеющими эмоционально-личностные проблемы, конфликтные внутрисемейные отношения, переживающих чувство одиночества, состояние эмоциональной депривации, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.
Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе педагог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.
Интегративная музыкотерапия применяется в психокоррекционной работе психологами. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.
Активная музыкотерапия. К данному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ребенка в музыкотерапевтическом процессе: в пении или игре на простом музыкальном инструменте. Эффективность данного вида музыкотерапии определяется большими возможностями через музыкально-исполнительскую деятельность корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии, но и дисгармоническую самооценку, низкую степень самоприятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы ребенка с проблемами.
В работе с детьми необходимо использовать широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, которые воздействуют на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др., при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор, при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.). Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма.
Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи: создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей; развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение активности; активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток, предупреждение усталости, утомляемости.
Организация музыкальных занятий
Необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми является доброжелательность, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Поэтому, особое внимание на занятиях уделяется развитию эмоциональной сферы, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения.
В работе с детьми необходимо использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится всем детям; выбирать знакомые детям музыкальные пьесы; продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.
В процессе занятий необходимо чередовать музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями, заниматься римтмопластикой, широко использовать погружение детей в игры. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малыша быть похожим на других, разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его способности. Для того чтобы ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных коррекционных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Громкость звучания музыки должна быть отрегулирована на среднем уровне.
Музыкальные произведения, оказывающие влияние на эмоциональную сферу.
Современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Так, например, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта; для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайко.
Заключение.
Исходя из вышесказанного следует вывод, что при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом, используя слова, соответствующие эмоциональному состоянию.
Литература:
1. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова. – М., 2004.
2. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. -М. : Музыка, 1972. – 381с.
3. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. - М. : Композитор, 1997.-162с.