Ольга Буценко
Насыщение РППС элементами «доброжелательного пространства», направленных на бесконфликтное общение детей
▼ Скачать
Насыщение РППС элементами , направленных на бесконфликтное общение детей
Поведение, настроение ребёнка-дошкольника очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь очень подвержена переменам настроения: ребёнка легко рассмешить, удивить и обидеть.
Работая в группе компенсирующей направленности с детьми, имеющими нарушения зрения. Обратила внимание, что для данной категории дошкольников характерны такие особенности как: нарушение зрительного восприятия, эмоциональной сферы, развития психических процессов, слабость моторики рук и др.
Публикация «Насыщение РППС элементами „доброжелательного пространства“, направленных на бесконфликтное общение детей» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Исследования и опыт Л. И. Плаксиной, В. З. Денискиной, В. А. Феоктистовой показывают, что из-за патологии зрения у детей могут наблюдаться некоторые неспецифические особенности эмоционального развития:
– недостаточная целостность осмысления и понимания эмоциональных состояний и переживаний окружающих;
– неправильная интерпретация эмоций;
– недостаточные представления детей с нарушениями зрения о внутреннем мире окружающих;
– негативная рефлексия: неуверенность, тревожность, импульсивность [5].
Кроме того, у детей наблюдается пассивность, замкнутость, неуверенность, обидчивость, отсутствие умения общаться в играх, детских сообществах, что влечёт за собой низкую коммуникативную направленность речи и часто конфликтное общение между детьми. Таким образом, у данной категории воспитанников наблюдаются тесное переплетение проблем как зрительного нарушения так и речевого, социально-коммуникативного и эмоционального развития.
Поэтому для воспитателей и родителей очень важно формировать у детей умения управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, так как подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям.
Ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир при этом, испытывая определённые чувства. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций. К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а их может быть очень много
Наиболее распространённые это - детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление. Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды.
С этой целью мы обогатили предметно-пространственную среду группы элементами «доброжелательного пространства», направленных на бесконфликтное общение воспитанников группы. Это группа предметов, которую можно условно подразделить на три подгруппы:
• предметы для выражения негативных эмоций;
• предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию;
• пособия для развития эмоциональной сферы.
В нашей группе мы изготовили предметы для оказания помощи ребё нку в выражении негативных эмоций:
– подушку-поплакушку;
– подушку для битья.
Обогатили развивающее пространство группы предметами, для оказания помощи ребё нку в выражении негативных эмоций:
– «стаканчиками для гнева», «кружки-кричалки» они представляют собой красиво оформленные темные стаканы. Если ребенок проявляет агрессию, мы предлагаем ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.
– коробочка «Спрячь всё плохое», мы предлагаем ребёнку высказать в коробочку все свои обиды, можно и нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берём с собой на прогулку и там «выбрасываем» всё её содержимое.
– «Коврик злости» - это коврик с шероховатой поверхностью, мы предлагаем ребёнку снять обувь и вытирать об него ноги до тех пор, пока у него не улучшится настроение. Также может использоваться «подушка злости».
– «Коробка примирения». В коробку с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу.
– «Коврик примирения» мы применяем при возникновении между детьми конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров. Конфликтующие должны зайти на этот «коврик» (самодельный, оформленный следами ног детей с двух сторон коврика и решить свой конфликт по «мирилке». Эту же функцию имеют – «рубашка - мирилка», «варежка - мирилка».
– «Зеркало настроения» - это обычное зеркало, к которому прилагается картинки со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию. Кроме того, если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться – настроение обязательно улучшится.
Также мы обогатили предметно-пространственную среду группы предметами, выполняющими успокаивающую и релаксационную функцию:
- сенсорными игрушками;
- музыкальными игрушками;
- фотоальбомами с семейными и групповыми фотографиями;
- различными массажё рами: колючими мячиками. Мешочками с различным природным материалом и др. ;
- «волшебным телефоном»;
- корзиночками с клубочками т. п.
Пособия и игры для развития эмоциональной сферы:
- дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: «Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках»;
- тактильные, сенсорные коврики;
- игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету);
- различные шнуровки;
- разноцветные лоскутки ткани.
Для повышения самооценки у тревожных неуверенных в себе детей были изготовлены следующие пособия:
- мешочки добрых дел;
- волшебные предметы (шляпа, плащ, волшебная палочка и др.).
Насыщение развивающей предметно-пространственной среды элементами «доброжелательного пространства» такими пособиями и предметами помогают нам улучшить эмоциональное состояние каждого ребёнка группы и направить их на позитивное и безконфликтное общение.
Литература:
1. Неретина Т. Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений / Т. Г. Неретина. – Магнитогорск: Магнитогорск. Гос. Техн. Ун-т им. Г. И Носова, 2015. – 157 с.