Юлия Александровна Штоль
Наставничество как возможность взаимовыгодного сотрудничества на пути профессионального развития педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Штоль Юлия Александровна, ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж»
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ВЗАИМОВЫГОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
В данной статье рассматривается вопрос организации наставничества в педагогической деятельности средней профессиональной образовательной организации. Охарактеризованы особенности наставничества педагог- педагог из опыта работы в процессе передачи профессионального мастерства с учетом личной специфики работы.
Ключевые слова: наставник, молодой педагог, педагогический опыт, профессиональное мастерство, взаимное сотрудничество, обмен опытом.
Каждый опытный педагог, когда то был начинающим специалистом. И прекрасно помнит, как трудно было начинать. Как воздух был необходим наставник во всех смыслах этого слова. Если наставник соответствовал всем необходимым требованиям и был готов на сотрудничество, то это всегда взаимовыгодное сотрудничество. Всегда в этом выигрывают обе стороны. Более опытный педагог получает помощника и опору в нововведениях, новых технологиях. Молодой же педагог получает огромный спектр подсказок в трудных ситуациях, на теоретических и практических занятиях, при оформлении журналов и тому подобное. Работа с молодыми педагогами является одним из важных направлений деятельности любой образовательной организации. Молодому педагогу в самом начале очень важно помочь почувствовать уверенность в собственных силах, наладить коммуникацию с коллегами.
В современном обществе на данный момент присутствует достаточно высокий темп жизни, стрессовые ситуации, большой объем документации, постоянно меняющиеся требования к учебному процессу, сложные взаимоотношения с администрацией и коллегами, воспитательная деятельность, работа с родителями, студентами, все это неожиданно сваливается на молодого неопытного педагога, поэтому ему очень бывает трудно адаптироваться в профессии. Без наставника в данном случае не обойтись. Воспитать из молодого специалиста профессионала, компетентного, самостоятельного мыслящего задача сверхсложная, но на помощь руководству приходит педагогическая технология - наставничество. Наставничество является «одним из путей подготовки к практической педагогической деятельности, которая опирается на результаты взаимодействия педагога с опытным наставником, что способствует изучению деятельности как изнутри, так и на практике» [1]. Наставничество – это «специальным образом организованный преднамеренный контакт опытного педагогического работника с молодым специалистом, следствием которого являются взаимные изменения в их практической деятельности, компетентности и отношениях» [2]. Наставничество «способствует профессиональному становлению молодых специалистов, развитию их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью» [3, с. 33]. Наставничество – эффективная форма профессиональной адаптации, позволяющая развить личные качества, коммуникативные умения и профессиональные компетенции, воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность. Возникает вопрос: как это должно быть организовано в образовательной организации СПО. В данном случае возможно два варианта: либо назначают сверху, либо молодой педагог сам выбирает его из числа педагогических работников. В любом случае, правильно выстроенная модель сотрудничества обретает очень выгодные для всех сторон моменты.
Модель наставничества «педагог – педагог»- это одна из классических форм наставничества, представляет собой взаимодействие опытного сотрудника с менее опытным. Наставник и наставляемый формально близки по статусу, авторитет наставника формируется уважением молодого специалиста к трудовому опыту, его квалификации, способствующий профессионально доверительным отношениям. Для внедрения наставничества, образовательным учреждениям необходимо иметь высококвалифицированные кадры – наставников, способных качественно передавать умения и опыт своим подопечным – наставляемым. Возникает вопрос: кто же такой наставник, каким требованиям должны соответствовать наставники.
Наставник – «высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники (например, молодые педагоги) могут получить совет или поддержку. Наставник помогает молодому педагогу совершенствовать методы обучения, составлять различные инструкции и задания учащимся, а также оценивать процесс и результаты деятельности молодого коллеги, реализуя лично им принятые установки. Деятельность наставника и его стиль становятся образцом» [4]. Наставник помогает разобраться с нововведениями, большим объемом бумажной работы, умеет работать в условиях многозадачности, готов передавать свой опыт, дает уверенность в своих силах. По суждению американского ученого Гилберта Льюиса, наставник – это «человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией» [5].
Исторически так сложилось, что наставничество было всегда, даже известный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов.».
Основная цель наставника: проанализировать ожидания молодых педагогов в профессии, оценить их ресурсы, умения, опыт и дать рекомендации необходимые для достижения качественных результатов деятельности. Молодой специалист уже представляет для себя идеальный образ профессионала, помнит интересные занятия своих любимых педагогов и главная задача наставника, не навредить, понять, почувствовать молодого педагога и направить по профессиональной дороге. Форм сотрудничества наставника с молодым начинающим педагогом очень много: это и индивидуальные беседы, и совместное планирование педагогической деятельности, посещения занятий, консультирование в работе с документацией.
Молодой специалист от наставничества ожидает определенных результатов: уверенность в выбранной профессии, психологический настрой на работу, самосовершенствование, саморазвитие, самореализацию и профессиональный рост в образовательном учреждении. Наставничество позволяет молодому специалисту качественно выполнять возложенные на него должностные обязанности, подготовиться к прохождению процедуры аттестации на соответствие занимаемой должности по истечению второго года работы, активно включаться и воспитательную работу, участвовать в олимпиадах, конкурсах. Наставничество необходимо не только при работе с молодыми педагогами, с помощью наставничество можно решить проблемы педагогов со стажем, которым тяжело приспособиться к стремительному развитию техники и новых образовательных технологий, также оно помогает педагогам, которые очень часто испытывают профессиональное выгорание.
Наставник может увлечь, заинтересовать коллегу так, что повысится результативность процесса обучения. Результатом работы наставничества является методически грамотный молодой педагог, подготавливающий студентов в соответствии с требованиями ФГОС, принимающий участие в различных мероприятиях, конкурсах.
В нашем колледже четко отлажена система наставничества. Молодые педагоги все знают своих наставников. Знают, что в любой момент могут получить консультацию, помощь по любому вопросу. Данная система наставничества отлажена благодаря работе профессионально-цикловых комиссий. Раз в месяц проходят заседания ПЦК, на который помимо другой работы проходит обсуждение вопросов наставничества. Выясняем, в какой помощи нуждается молодой специалист, форму оказания данной помощи. И такая системная работа проходит в течении всего года, на ПЦК разных профессиональных направлений.
Благодаря этой системе наставничества намного легче проходит адаптационный период у начинающих свой педагогический путь наставляемых, которые получают необходимый опыт работы.
Таким образом, наставничество - возможность профессионального развития, как наставника, так и молодого педагога. Это тот случай, когда выигрывают обе стороны во всем: обмен опытом в использовании современных технологий, при составлении рабочих программ, при подготовке к различным конкурсам. И не использовать этот ресурс было бы большой ошибкой. Своевременная помощь и поддержка молодых специалистов через развитие наставничества поможет им справиться с проблемными ситуациями в своей профессиональной деятельности, сформировать уверенность в себе, самоуважение, готовность продолжить свое профессиональное развитие.
Список литературы:
1. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Современная педагогика. – 2014. - №4. – С. 76-84.
2. Наставничество в системе профессионального образования Томской области: сборник материалов победителей регионального конкурса «Лучшие практики наставничества» / Ю. В. Калинюк, Г. Р. Мударисова, Е. А. Шатрова и др. – Томск: Интегральный переплет, 2020. – 143 с.
3. Бондалетов В. В., Бондалетов Е. В. Становление и развитие наставничества как формы корпоративного обучения персонала в России и за рубежом // Материалы Афанасьевских чтений. 2019. № 3(28). С. 23—39.
4. Профессиональное образование. Словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://academic.ru/