Нэлли Саванина
Наставничество как механизм обеспечения качества образования и повышения профессионального мастерства педагогов ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях стремительных изменений в образовательной среде и повышенных требований к качеству образования, особое внимание уделяется профессиональному развитию педагогов. Дошкольные образовательные организации играют ключевую роль в формировании базовых знаний и навыков у детей, поэтому обеспечение высокого уровня компетентности педагогов в этих учреждениях является приоритетной задачей. Одним из эффективных механизмов, способствующих повышению профессионального мастерства и качества образовательного процесса в ДОО, является наставничество.
Публикация «Наставничество как механизм обеспечения качества образования и повышения профессионального мастерства педагогов ДОО» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
В современной образовательной среде наставничество становится неотъемлемым элементом системы повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивая интеграцию лучших практик и способствуя устойчивому развитию образовательных учреждений.
Цель наставничества в дошкольных образовательных учреждениях заключается в создании условий, способствующих профессиональному росту молодых специалистов, что позволяет уменьшить сложности в период адаптации и обеспечить успешное начало их профессиональной деятельности.
Задачи наставничества в ДОО :
1. Повышение профессионального уровня :
- Появление и распространение новых педагогических методов и технологий.
- Оказание поддержки молодым педагогам и помощи в адаптации к профессиональной среде.
2. Повышение качества образовательного процесса :
- Внедрение инновационных методик и технологий в образовательный процесс.
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.
3. Развитие профессиональных компетенций педагогов :
- Проведение тренингов, семинаров и мастер-классов.
- Организация обмена опытом между педагогами.
4. Укрепление мотивации и вовлеченности сотрудников:
- Повышение уровня удовлетворенности работой.
- Формирование профессионального сообщества и укрепление корпоративной культуры.
5. Содействие в решении профессиональных проблем и вопросов :
- Консультирование по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.
- Помощь в разработке и реализации учебных планов и программ.
6. Поддержка инновационной деятельности:
- Содействие в реализации проектов и инициатив по модернизации образовательного процесса.
- Введение экспериментальных программ и методов обучения.
7. Совершенствование управленческих компетенций:
- Развитие навыков управления образовательным процессом.
- Формирование способностей к стратегическому планированию и организационному развитию.
8. Создание условий для профессионального роста :
- Обеспечение доступа к ресурсам и материалам, необходимым для обучения и развития.
- Поддержка в участии в профессиональных конкурсах, стажировках и конференциях.
В нашем дошкольном образовательном учреждении № 4 «Чиполлино» успешно используются различные форматы наставничества :
1. Традиционный формат наставничества : «Опытные педагоги и молодые специалисты»
Наставник : педагог с большим опытом работы.
Наставляемый : педагог со стажем работы менее 3 лет.
Основная концепция формата: опытный наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут и подсказывает, как решать рабочие задачи. Кроме того, он берет на себя ответственность за качество педагогического процесса в группе наставляемого, координируя его деятельность. Наставник управляет распределением ресурсов, чтобы трудности не демотивировали молодого педагога.
Профессиональная помощь опытного наставника помогает молодым педагогам избежать множества ошибок в работе с детьми, взаимодействием с родителями и ведением документации. В короткий срок молодые специалисты осваивают необходимые для педагогической деятельности навыки и умения.
В нашем детском саду в рамках формата реализуются следующие направления:
Семинары –практикумы такие, как «Технология: «Говорящая среда», «Технология «Утренний и вечерний круг», «Мнемотехника» и другие.
На каждом педагогическом часу организуем регулярные практические занятия «Минутка практики», где опытные педагоги демонстрируют различные инновационные и традиционные методики работы с детьми.
Совместная разработка и корректировка профессиональной документации.
Открытые занятия, проводимые опытными педагогами для молодых специалистов такие, как открытая спортивная прогулка «У Мишки в гостях», викторины между подготовительными группами «Путешествие в космос», викторина между старшими группами «Знатоки птиц» и другие.
Молодые педагоги посещают наши открытые занятия, а затем сами проводят открытые занятия под руководством своих наставников. После этого проводится анализ и обсуждение занятий.
Так, молодым педагогом Ермоленко Викторией Олеговной были проведены открытые занятия непосредственно образовательной деятельности : «Русская народная игрушка – Матрешка», «Перелетные птицы. Дидактическая игра «Узнай и опиши»».
Результат работы: совместная работа способствует качественному росту профессиональных компетенций молодого специалиста, расширяет профессиональный кругозор и формирует положительное отношение к выбранной профессии. Молодой педагог учится эффективно анализировать свои действия, что ведет к постоянному улучшению их профессиональной практики и укреплению уверенности в своих силах.
2. Современный формат наставничества : «Педагоги с высокими ИКТ-компетенциями помогают специалистам, которые испытывают трудности в данной области»
Наставник : педагог, уверенно владеющий ИКТ-технологиями.
Наставляемый : педагог, испытывающий сложности с освоением компьютерной грамотности.
Значение формата:
Наставник помогает наставляемому освоить необходимые навыки работы с компьютером, учит его пользоваться мультимедийными установками, искать профессиональную информацию в интернете, создавать образовательные материалы с использованием ИКТ и других электронных ресурсов. В связи с чем молодой педагог получает возможность проявить себя и повысить профессиональную самооценку, а опытный педагог учится эффективно организовывать образовательный процесс с помощью современных технологий, наполняя его новым содержанием.
Преимущество формата заключается во взаимном обмене знаниями и опытом. Опытные педагоги, несмотря на возможные затруднения в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, обладают глубокими методическими знаниями и хорошо понимают возрастные особенности дошкольников. Молодые педагоги, напротив, свободно ориентируются в современных цифровых технологиях, однако им может недоставать знаний в специфике педагогической работы.
Такой взаимный обмен позволяет эффективно совмещать теоретические и практические аспекты образовательного процесса, обеспечивая высокое качество педагогической деятельности.
В рамках формата реализуются следующие направления:
Проведение мастер-классов на педагогических часах по базовым навыкам работы с компьютером и интернет -ресурсами, организация помощи в создании персональных сайтов педагогов
Педагоги регулярно получают практическую помощь от наставников, выполняя различные задания на компьютере. Они учатся работать с интерактивной мультимедийной техникой, создавать мультимедийные презентации и подготавливать онлайн-материалы для занятий с детьми
Результат работы: педагоги используют ИКТ-технологии в образовательной деятельности, проводя интерактивные занятия, используя онлайн-платформы и цифровые инструменты, а также используют современные интернет-ресурсы для поиска и адаптации учебных материалов.
3. Расширенный формат наставничества :
1) молодой педагог – ответственные родители под наставничеством опытного педагога»
Наставник : опытный педагог
Наставляемые : молодой педагог и родители
Значение формата: данный формат предполагает создание поддерживающей и обучающей среды, где молодой педагог и родители воспитанников работают в тесном сотрудничестве под руководством опытного педагога. Главная цель — обеспечить гармоничное развитие воспитанников посредством активного взаимодействия между детским садом и семьей. Опытный педагог помогает молодому педагогу и родителям синхронизировать свои усилия для достижения высоких образовательных стандартов и всестороннего развития ребенка.
В рамках формата реализуем следующие направления:
Совместные собрания педагога-наставника с молодыми специалистами и родителями,
Проведение мастер-классов для родителей по актуальным вопросам воспитания и образования.
Совместно со мной как с наставником и молодым педагогом Ермоленко В. О. были подготовлены и проведены следующие родительские собрания : семинар-практикум для родителей: «Подготовка к Новому году. Изготовление объемной снежинки для оформления группы к Новому году»; круглый стол в рамках реализации статуса инновационной площадки по направлению «Мир ребенка в пространстве традиционных российских духовно-нравственных ценностей в семье, детском саду, социуме» : «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Семейные традиции семей группы «Клубнички»».
Результаты работы:
- Повышение квалификации молодого педагога : благодаря наставничеству опытного педагога молодой специалист получит необходимые навыки и знания для эффективной работы с родителями.
- Активное участие родителей: родители становятся активными участниками образовательного процесса, что способствует улучшению успеваемости и поведению воспитанников.
Данный формат наставничества нацелен на создание профессионально-родительского сообщества в детском саду. В результате взаимодействия родители и педагоги выработают единые требования и подходы к воспитанию детей, что повысит эффективность воспитательного процесса.
2) семинар-практикум совместный с наставляемым для молодых педагогов городского методического объединения»
Наставник : педагог-наставник.
Наставляемые : молодые специалисты.
Значение формата: оказание методической и практической поддержки начинающим педагогам, повышение их профессиональной компетентности и развитие навыков педагогической работы.
Направления работы:
Методическое сопровождение подготовки молодого специалиста
Разработка и обсуждение методических материалов
Обеспечение регулярной обратной связи и поддержки
На базе нашего дошкольного учреждения в рамках расширенного формата для молодых педагогов городского методического объединения были проведены следующие семинары-практикумы: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством технологии «Утренний круг» - наставник Саванина Н. Ф., открытый показ утреннего круга во 2 младшей группе «Клубнички», молодой педагог Ермоленко В. О. Семинар-практикум на тему: «Использование технологии «Скрайбинг» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» - наставник Васюкова О. В., молодой педагог Бессонова М. В.
Результат работы: формат семинара-практикума является эффективным инструментом для профессионального роста молодых педагогов, способствуя их становлению как квалифицированных специалистов.
4. Организационно-управленческий формат наставничества : «Заведующий – заместитель заведующего по учебно-методической работе»
Наставник : Заведующий
Наставляемый : Заместитель заведующего по УМР
Значение формата: Заведующий и заместитель заведующего по УМР работают вместе для координации своих действий, создания единых требований для педагогов и формирования команды единомышленников. Они почитают традиции и внедряют инновации в коллективе.
Роль заместителя заведующего по УМР: как руководитель второго звена, несёт ответственность за повышение профессиональной компетенции педагогов, что непосредственным образом влияет на качество образовательной деятельности в детском саду. Начинающему заместителю заведующего по УМР ориентироваться в новых обязанностях помогает заведующий, чья опытность в организационно-управленческой и методической работе играет ключевую роль.
Результат работы: Совместная работа заведующего и заместителя заведующего по УМР ведет к улучшению координации действий в коллективе, повышению профессиональной компетенции педагогов
5. Перспективный формат наставничества – «Педагог ДОО – студенты педагогического колледжа»
Наставник – педагоги детского сада
Наставляемые – студенты педагогического колледжа
Значение формата: детские сады и педагогические колледжи в рамках договора о сотрудничестве организуют работу по практической подготовке студентов, обучающихся по специальности «педагог дошкольного образования». Студенты проходят практику на базе детского сада. С каждым из них работает наставник, который «погружает» их в профессию воспитателя, формирует у них необходимые теоретические и практические навыки.
В рамках систематического партнерства нашего учреждения с Саяногорским политехническим техникумом осуществляется программа наставничества для студентов дошкольного отделения. В период с марта по апрель 2024 осуществляла руководство практикой студентки 2 курса группы 132 СДО СПТ Остапчук Дарьи Геннадьевны. В данном формате реализовали следующие направления:
Методическая и практическая поддержка студента в процессе выполнения практических заданий.
Участие студента в педагогических собраниях и мероприятиях различного типа.
Вовлечение студента в подготовку и проведение образовательных и развивающих мероприятий для детей, включая игры, занятия и творческие проекты.
Результат работы: мотивирование студентов к успешному освоению профессии воспитателя, чтобы в дальнейшем они стали высококвалифицированными специалистами и пополнили кадровый резерв детских садов. Студенты имеют ясное представление о профессии, смогут примерить ее на себя и подготовиться к успешной карьерной траектории в сфере дошкольного образования.
Таким образом, внедрение систем наставничества в ДОО является ключевым фактором для обеспечения высокого уровня профессионализма педагогов, повышения качества образовательного процесса и устойчивого развития образовательных учреждений. Наставнические программы способствуют взаимному обмену знаниями и опытом, внедрению инновационных практик и созданию поддерживающей среды для всех участников образовательного процесса.
Список литературы:
1. Андреева, Т. В. Наставничество в образовательной системе : методология, практика, инновации / Т. В. Андреева. — Москва: Изд-во Педагогического сообщества, 2019. — 248 с.
2. Иванов, А. П. Профессиональное развитие педагогов дошкольного образования / А. П. Иванов. — Санкт-Петербург: Изд-во СЗАГС, 2021. — 312 с.