Ольга Сабзанова
Проект «Наши соседи-насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Наши соседи-насекомые
Сабзановой Ольги Игоревны
Методическое обеспечение образовательного процесса
Проект на тему «Наши соседи – насекомые»
Аннотация проекта
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.
Публикация «Проект „Наши соседи-насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Актуальность проекта : Детей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир и часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов.
С наступлением лета и появлением множества насекомых у детей возникают вопросы-почему комар кусает; как устроен муравейник; чем питается бабочка. Проект поможет узнать детям больше о жизни насекомых и научить правильному отношению к ним. Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Противоречие: между необходимостью познакомить детей с разнообразием насекомых и недостаточно выявленными педагогическими условиями
Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые».
Задачи проекта :
• формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
• воспитывать бережное отношение к живому;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать навыки исследовательской деятельности.
Ресурсы:
• Временные (месяц)
• Кадровые специалисты (воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель, физкультурный работник)
• Материально-техническое оборудование (книги, плакаты, дидактические игры)
Целевая аудитория: дети средней группы с сохранным развитием, родители воспитанников.
План реализации проекта.
План-график подготовки
Этапы, сроки реализации Цели Намеченные мероприятия
1этап
(1 неделя) Подготовка к реализации проекта, разработка содержание проекта -Подбор литературы о насекомых;
-Подбор картинок, фото с изображением насекомых;
2 этап
(2 недели) Реализация содержания проекта, содержание работы;
Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.
Расширение кругозора и экологических представлений.
Творческий продукт изобразительной деятельности.
Закрепление знаний о способах передвижения насекомых.
Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение
сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать
любознательность. -Занятие: «Путешествие в мир насекомых»;
-Наблюдения на прогулке;
-Беседа «Какие бывают насекомые»;
-Продуктивная деятельность: лепка «Бабочка», рисование: раскрашивание картинок с изображением насекомых;
-Создание альбома для рассматривания «Насекомые»;
-Выставка поделок;
-Оформление дидактической игры;
-Оформление книжной выставки;
-Разучивание стихов и песен, знакомство с загадками о насекомых.
3 этап
(1 неделя) Доставить детям радость, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Закреплять знания о способах передвижения насекомых.
Содействие сотрудничеству детей и взрослых -Организация мини-выставки «Насекомые — любимые игрушки»;
- Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом с детскими рисунками;
-Физкультурное развлечение с элементами психогимнастики:«На полянке».
Ожидаемые результаты:
1. дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);
2. иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
3. знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
4. находить сходства и различия;
5. владеть обобщающим понятием «насекомые»;
6. составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Литература
1. Волина В. И. Игры в рифмы. Санкт-Петербург. :Дидактика Плюс,1997.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. :Просвещение,1985
3. Морозова И. А. Ознакомление с окружающим миром. - М. :Издательство Мозаика-Синтез,2009.
4. Тараборина Т. И. ,Соколова Е. И. И учеба, и игра:Природоведение. - Ярославль. :Академия развития,1998
5. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.http//vospitatel.com.ua
Приложение
Занятие в средней группе на тему: «Путешествие в мир насекомых».
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.
Задачи:
• Социализация: воспитывать бережное отношение к насекомым.
• Коммуникация: формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
• Безопасность: приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы.
• Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.
Материал: иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, ; цветы из цветного картона; звукозапись; лепестки с изображением цветов, насекомых, ; магнитная доска.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие в Страну насекомых.
Воспитатель предлагает рассмотреть экологическую тропу.
-Выберете и назовите насекомых на картинках.
-Чем похожи все насекомые?
- Чем питаются насекомые?
- Почему насекомые легко прячутся?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте закроем глазки, и представим что мы в весеннем лесу (звучит музыка «Вальс цветов). Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов.
Воспитатель: К нам в гости сегодня придёт, а кто, вы узнаете когда отгадаете загадку.
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
Воспитатель: Ребята, ёжик пригласил нас в гости. Но что бы попасть к нему на поляну нам нужно отгадать загадки.
В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
(пчела)
Воспитатель: Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»(показывает картинку с изображением пчелы)
Воспитатель: Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.
Игра
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. Ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указательные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).
Воспитатель: - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов (показывает картинку с изображением божьей коровки)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка).
Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
Физкультурная минутка
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки).
Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Воспитатель: Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чё рные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (муравьи)
Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
(картинка с изображением муравья)
(Появляется Ёжик)
Ё жик: Какие вы молодцы. У меня есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. (Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям: цветы, насекомые).
Воспитатель: Спасибо тебе Ёжик, но нам пора возвращаться в детский сад. (дарим букет из собранных цветов и возвращаемся в группу)
Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
-Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.
ПРОГУЛКА
Воспитатель предлагает детям разбиться на небольшие группы и поискать насекомых в разных участках площадки.
Наблюдение за насекомыми
Цель: закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания в разное время суток и разную погоду; развивать наблюдательность, любознательность; активизировать словарь по теме.
Игрушечные персонажи просят найти настоящих живых насекомых и показать, где они прячутся, рассказать почему.
Опыт
Очищенную палочку обмакивают в сахар, опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты.
Трудовые поручения
Воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорное ведро.
Подвижные игры
I. «Горячо – холодно»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.
Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.
II. «День и ночь»
(«Дневные и ночные бабочки»)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.
Индивидуальная работа
Рисование сотовых ячеек на асфальте мелками по шаблонам.
Цель: уточнить форму ячеек в сотах; развивать точность движений, мелкую моторику.
Физкультурное развлечение с элементами психогимнастики
«На полянке»
Цель: вызвать положительные эмоции у детей, закрепить различные виды ходьбы.
Звучит музыка со звуками леса.
Воспитатель:
«Жил-был Зелёный лес. Это был не просто Зелёный лес, а поющий лес. Берёзы там пели нежные песни берёз, дубы –песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки –малиновые. Предлагаю отравиться в лес на прогулку».
В колонне по одному дети идут друг за другом, выполняя следующие задания:
«Тропинка» -дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом;
«Копна» -дети берутся за руки и направляются к центру круга, соединив руки в центре;
«Кочки» -приседают, положив руки на голову.
Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой (2 р.)
Построение в круг
-Мы вышли на чудесную солнечную полянку и, если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни.
ОРУ:
Бабочка –красавица
Всем цветочкам нравится.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
1 –наклон головы к правому плечу, одновременно плавное поднятие рук. 2 –и. п. 3 –наклон головы к левому плечу, одновременно плавное поднятие рук. 4 –и. п.
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку,
Вверх неспешным ходом
Ползёт по стебельку
К пахнущему мёдом,
Яркому цветку.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
1-2 –поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтем правой руки. 3-4 –поднять правую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё локтём левой руки.
Муравьишка в чаще
Дуб тяжелый тащит.
Эй, товарищи-друзья,
Выручайте муравья.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки впереди, опущены и сжаты в кулаки.
1 –наклон вперед, 2 –выпрямиться, руки поднять к правому плечу, 3 –наклон вперед, 4 –выпрямиться, руки поднять к левому плечу.
Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
И. п. : лежа на спине, руки в стороны. 1-4 –попеременное сгибание и разгибание рук. 5-8 –попеременное сгибание и разгибание ног.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
И. п. : стоя, ноги параллельно, руки на поясе.
1-10 –подскоки на двух ногах.
Упражнение на восстановление дыхания «Посмотрим по сторонам».
И. п. : о. с.
1 –поворот вправо, правую руку вправо (вдох,
2 –и. п. (выдох,
3 –поворот влево, левую руку влево (вдох,
4 –и. п. (выдох).
Влетает пчела:
Всё жужжу я и жужжу,
Над цветочками кружу.
Мёд готовлю я,
Потому что я –пчела.
-Здравствуйте, ребята! Как вы оказались на этой полянке?
Ведущий: Мы пошли на прогулку в лес, и вышли на полянку.
Пчела: А кого вы сегодня увидели?
Ответы детей.
Пчела: Не устали? Тогда поиграем.
П. и. «Пчёлы и ласточки».
Дети-пчё лы летают и поют:
Пчёлки летают, медок собирают.
«Ласточка» сидит в гнезде, по окончании пения говорит:
«Ласточка встанет, пчёлку поймает!» затем вылетает из гнезда и ловит пчёл.
Игра на внимание: «Пчела».
Пчёлы летят
И жужжат, жужжат.
Летели, летели,
Ребятам на нос сели.
Ж-ж-ж. Ведущий: Мы поиграли, а теперь отдохнём.
Релаксация «Волшебный сон».
Когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Ты не заснешь по настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться, и открывать глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание наступает «Волшебный
сон».
Пчела:
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2р.)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится ровно, глубоко, легко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают (2р.)
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются (2р.)
Дышится ровно. глубоко. легко.
Пауза
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Ведущий: И пока мы отдыхали, сном волшебным засыпали, вырос на полянке грибок. Этот гриб не простой, а волшебный. Мы с пчёлкой посмотрим, какой сюрприз приготовил для вас «Зелёный лес». (В грибе печенье).
Ребята, пришло время прощаться с пчёлкой. До свиданья!