Татьяна Бурмакина
Конспект интегрированного занятия «Наши помощники — руки»
▼ Скачать
В психокоррекционной работе с дошкольниками уделяю много внимания применению телесно-ориентированных техник, использование которых позволяет развить у детей дошкольного возраста выразительность движений, снять мышечные зажимы, дать ребенку ощущения свободы и радости, способствует развитию игровой инициативы, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Перед применением телесно-ориентированных техник, таких как самомассаж, дыхательная гимнастика, аутотренинг знакомлю детей с возможностями своего тела.
Предлагаю разработку психологического занятия на развитие представлений детей о возможностях рук человека во взаимодействии с окружающим миром.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Наши помощники — руки“» размещена в разделах
Тема «Наши помощники - руки»
(Для дошкольников 5-6 лет)
Задачи:
1. Закреплять представления детей о том, что умеют делать руки человека; учить использовать руки, как средство коммуникации, для передачи чувств, показать детям значимость рук в жизни человека;
2. Развивать у детей тактильные ощущения, воображение, выразительность движений, жестов; развивать умение понимать эмоции и отображать их средствами выразительности рук;
3. Способствовать двигательному и эмоциональному раскрепощению;
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, внимательное отношение к своим частям тела.
Материалы: колокольчик, мультимедийная установка; презентация книжек из серии «Наши помощники – части тела» (ножки, ротик, ушки, глазки, презентация сказки о зайцах и лисе, демонстрационная доска, листы формата А-3 для книги, цветные самоклеящиеся картинки со схематичными рисунками «Что могут делать руки», мешочек из плотной ткани с объёмными фигурами разной формы, персонаж Ладошка, сделанный из перчатки, перчатки белого цвета по количеству детей (по одной на ребенка, теневой театр, детали для украшения перчаток (глазки, ротики, бантики, кепочки, аудиозапись с веселой мелодией.
Ход занятия
1. Оргмомент
Педагог звенит в колокольчик, привлекая внимание детей.
Поет колокольчик, заливается!
Смотрит солнышко в окошко, улыбается!
Мы в кружочек соберемся,
И друг другу улыбнемся! (дети встают в круг)
2. Знакомство
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга разными способами. Можно поздороваться вот так: подать руку, улыбнуться и назвать свое имя (выполняют).
Здороваться можно всеми частями тела, вы помните о них? Давайте поиграем в игру «Локти, плечи, нос, коленка» - я называю часть тела, а вы дотрагиваетесь до нее (играют). А теперь попробуйте поздороваться друг с другом локтями, спинками, носиками. Играя, вы все радовались, и наш круг стал кругом доброты. Поздороваться нам помогли наши помощники – кто угадает, что это за помощники? (глаза, рот, ноги и руки - показывают). А почему их называют помощниками? (ответы детей).
(Педагог предлагает детям сесть на свои места).
3. Основная часть
Постановка цели занятия перед детьми.
Педагог: Про наших помощников - глаза, уши, рот, ноги, мы с вами уже говорили и сделали книжки (показ книжек на слайдах). Но мы не успели сделать еще одну книжку про очень важных и нужных помощников. Догадались? Правильно, про наши ручки. А вы хотите создать книжку о помощниках человека – руках? (Да). В этой книге мы расскажем о значимости рук для человека.
- Посмотрите на свои руки и повторяйте движения вслед за мной:
- Что за чудо – чудеса?
Раз рука и два рука:
Вот ладошка левая, вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая – руки всем нужны, друзья! (дети выполняют пальчиковую гимнастику. Цель – настроить на работу)
Закрепление усвоенного ранее материала (На основе опыта детей)
Педагог: А вы знаете, что могут наши руки? На этот вопрос каждый отвечает по очереди, остальные показывают движениями, но все нужно делать быстро.
Дети стоят полукругом, лицом к демонстрационной доске, отвечают и выполняют соответствующие движения, а педагог отмечает их ответы в книжке:
- рисовать, лепить, одеваться, кушать, делать разные полезные вещи, причесываться, играть с мячиком, с другими игрушками, умываться, расстилать постель, убираться. Кто еще добавит? Молодцы, вы уже много знаете о том, для чего вам нужны руки!
(Педагог предлагает детям сесть на свои стульчики).
Сообщение нового.
Педагог: Хотите узнать, для чего ещё нужны людям руки, как ещё они нам помогают? (Да). Оказывается, иногда ручки даже могут заменить глазки. Даже если мы не видим предмет, мы можем его потрогать, погладить.
Проводится игра «Чудесный мешочек» :
- У меня есть мешочек, в котором находятся фигуры разной формы, нащупайте в мешочке одну фигуру и, не доставая её, угадайте форму (дети по очереди, сидя на стульчиках, выполняют). Видите, как ваши ручки помогли вам выполнить это задание. Давайте отметим в нашей книге то, что ручки могут «видеть» (педагог отмечает)
А умеют ли ручки «говорить», смогут ли заменить нам ротик?
Проводится игра «Как живешь?» : попробуйте рассказать о том, как вы живете без помощи речи, показывая движения руками
(Педагог показывает, дети повторяют)
Как живёшь? Вот так!
А плывёшь? Вот так!
А бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь! Вот так!
Ждёшь обед? Вот так!
А машешь в след? Вот так!
Ночью спишь? Вот так!
А шалишь? Во так!
Что мы делали руками? (показывали движения, «рассказывали» о том, как живем). Давайте отметим, что наши ручки могут «разговаривать» (отмечает)
Сюрпризный момент.
Педагог. Прислушайтесь, к нам кто-то стучится (появляется Ладошка – педагог незаметно надевает на руку перчатку)
Я волшебная Ладошка,
Но грустится мне немножко!
Чем заняться – я не знаю
И поэтому скучаю!
Не могу найти друзей,
Для занятий и затей.
Вы меня к себе пустите
И скорей развеселите.
Дети знакомятся с Ладошкой, рассматривают ее, здороваются. Вопросы:
- Ребята, какая у нас Ладошка? (Грустная). Почему? (Не знает, чем заняться, скучает). Давайте её развеселим. Ладошка, ты любишь сказки? («кивает» в ответ). А вы, ребята, любите сказки? Давайте придумаем и покажем с помощью наших ручек сказку вместе с нашей гостьей Ладошкой. Согласны? (Да). Наши ручки будут выступать в театре, но не в обычном, а в теневом. Кто выступает в театре? (актеры). Вот и наши ручки будут актерами, давайте их поучим быть актерами.
(Дети встают полукругом к теневому театру, выполняют движения руками, пальчиками)
- Ваши ручки превратились в зайчиков. Покажем, как выглядит зайчик. Как он прыгает, веселится? Покажем все вместе! Вот какие забавные зайки – попрыгайки у нас получились! А лисичка какая? (педагог показывает, дети пытаются подражать). Как крадется? Покажем! А теперь Ладошка – лисичка, а ваши ручки – зайчики. Покажите, как зайчики боятся лисы. (Пригнули ушки, дрожат). Вот появляется храбрый заяц. Кто хочет изобразить Храброго зайца? Как идет Храбрый заяц? (Ушки поднял, и смело идёт). Как лиса от него убегает? (показывают). Зайчики радуются, водят хоровод – покажем. Молодцы, ваши ручки научились быть актерами. А теперь давайте покажем сказку.
- Наша сказка будет называться «Зайчики и лисичка». Главное – нужно передать нашими ручками, пальчиками настроение зайчиков и лисички, выразить их чувства. Попробуем? (Да)
Затем педагог распределяет роли (Ладошка – лисичка, один ребенок– Храбрый заяц, все остальные – зайчики, дети стоят полукругом, показывают сказку с применением теневого театра в соответствии с текстом.
Возле леса на опушке
В теплой маленькой избушке
Жили – были, не тужили
Длинноухие зайчата,
Белохвостые ребята.
Рано утречком вставали,
Веселились и играли.
Вот однажды в их леса
Понавадилась лиса,
Захотела съесть зайчат
Белохвостеньких ребят.
Зайчата испугались,
По полянке разбежались.
Храбрый заяц рассердился,
Очень сильно разозлился,
И прогнал он ловко
лисоньку плутовку.
Стали зайчики дружить
Вместе хоровод водить.
Педагог: Молодцы, ребята. Наша сказка была такая интересная, что её сняли на видео. Давайте посмотрим, что получилось! (Просмотр заранее подготовленной сказки на мультимедийной установке)
Беседа по содержанию сказки:
Понравилась вам сказка? Вот и Ладошка довольна, развеселилась. О ком говорится в сказке? Какими были зайчики? (Веселые). Какая лиса? (Хитрая). Каким был заяц, который прогнал лису? (Храбрый, смелый). Удалось ли вашим ручкам-актерам показать чувства (настроение) зайчиков? Чему учит сказка? (Надо быть смелым, храбрым. Смелый всегда побеждает).
Педагог: Что мы еще узнали о наших руках? Что еще могут наши руки? (Могут показывать сказки, передавать чувства персонажей). Давайте отметим в нашей книге то, что сейчас узнали (отмечает).
4. Итог
Педагог: Ребята, мы сегодня много говорили о руках человека, о том, как они нам нужны и создали о них книгу под названием «Наши помощники - руки». Давайте вспомним, почему руки человека называют помощниками? (Педагог листает книгу, дети по желанию, рассказывают все, о чем узнали на занятии). Молодцы! После занятия вы сможете взять эту книгу с собой в группу и рассказать о своих помощниках – частях тела своим друзьям.
Продуктивная деятельность:
Наша Ладошка хотела бы, чтобы у неё появились друзья – ваши ладошки!
Вот перчатки, посмотрите,
и скорей их оживите.
Глазки озорные,
ротики смешные.
Бантики цветные в пальчики-косички мы вплетём
и с ладошками танцевать пойдём!
Дети надевают на руку по перчатке, приклеивают части – глазки, ротики, бантики на свои ладошки (мальчикам можно надеть на пальчик кепочку, затем ладошками танцуют «Танец дружбы ладошек» под веселую мелодию.
Рефлексия. Понравилось ли вам занятие? Что было делать интереснее всего? Что нового узнали для себя?