Наталья Сумина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Наши пернатые друзья»
Цель: Обобщить представление детей о птицах обитающих в садах и парках Карелии.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представления детей о птицах нашего края.
• Учить находить признаки сходства и различия.
• Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновения основного корма замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений)
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
• Развивать зрительную память
• Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук.
• Совершенствовать диалогическую речь.
• Продолжать развивать эстетический вкус, цветовосприятия, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
• Закрепить умение рисовать нетрадиционными способами рисования: штампы и ладошки
• Учить классифицировать птиц на зимующих и перелетных. На основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
• Вызывать стремление беречь и помогать зимующим птицам.
• Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края, стремление заботиться о братьях наших меньших.
Активизация словаря: Зимующие, перелетные, корм
Оборудование:
Картинки и фотографии (презентация) птиц обитающих в садах и парках Карелии; аудиозапись записи голосов птиц; корма для птиц (семечки подсолнух, пшено); бумага на каждого ребёнка; краски, влажные салфетки, кисточки. Презентация «
Предварительная работа:
Разучивание стихов о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке. Беседы о птицах. Рассматривание картин и иллюстраций про птиц. Чтение художественной литературы (Чарушин, Бианки, Пришвин). Отгадывание загадок. Рассматривание тематических альбомов «Птицы», «Птицы Карели».
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Составь птицу», «Что за птица» и другие.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня, когда я шла в сад, то мне педали конверт с видеописьмом, посмотрев которое, вы узнаете, какие птицы я обитают в наших садах и парках. Но вначале давайте вспомним:
Вопросы детям.
Скажите, кого называют птицами? (Это животные, у которых есть клюв, тело покрыто перьями)
Какие виды птиц бывают? (Зимующие, перелетные, домашние)
Где птицы могут жить? (В лесу, в горах, в степи, в поле и т. д.)
Как называются птицы живущие в воде, лесу? (Водные, лесные)
(Просмотр презентации «Птицы садов и парков Карелии».)
Во время просмотра презентации предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц.
Вопросы, при просмотре презентации:
Какие птицы вам знакомы? Каких птиц приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, вороны, синицы, снегири, голуби, сороки, дятлы).
Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие).
Каких птиц не видно в последнее время? (Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи, чижи). Куда исчезли эти птицы? (Улетели в теплые края).
Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные)
Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают? (Боятся холодов)
Вспомните, чем питаются птицы? (Насекомыми, семенами, плодами деревьев)
Воспитатель: Молодцы, понравилось вам видеописьмо от наших птиц? (Ответы детей). Давайте немного разомнемся. Повторяйте за мной.
Физминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели и на место сели (улетают», садятся)
Воспитатель: Как хорошо у вас получается, давайте я вам еще немного расскажу про птиц, которые живут у нас в Карелии, но улетают с наступление холодов в теплые края. Хотите? (Ответы детей)
Во время рассказа выставлять на мольберт картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Спрятались насекомые, поэтому первые улетают птицы, которые питались насекомыми (Трясогузка, пищуха, зеленушка). Затем те, которые едят плоды и семена растений (дубонос, зяблик, свиристель - иногда улетает, а иногда и остается у нас зимовать, т. к. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут до тех пор, пока не замерзнут водоемы.
Воспитатель: Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края.
Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных и хвойных растений. А синицы отыскивают запасы, которые сделали осенью.
И все – таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Для подкормки птиц пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несоленого сала. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей, продолжать охранять от них деревья в садах, парках, скверах.
Молодцы ребята, внимательно меня слушали, смотрели на картинки, наши глазки немного устали давайте дадим им отдохнуть. Повторяйте за мной.
Гимнастика для глаз:
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Воспитатель: Молодцы ребята давайте немного поиграем.
Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, у меня на столе стоит корм для птиц, как вы думаете для каких птиц он?
Дидактическая игра «Кому что нужно» (дети подбирают картинки птиц к корму).
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая птица к нам прилетела.
Дидактическая игра «Что это за птица» (Описать птиц по их характерным признакам. Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются).
Воспитатель: Какие вы молодцы со всем справились, все отгадали.
Обратить внимание детей на листы которые разложены на столах, для рисования.
Воспитатель: Посмотрите, у нас нарисованы ветки деревьев, я хочу предложить вам нарисовать птиц нашего края необычным способом: ладошками. (Каждый ребёнок сам придумает, какую птичку он будет рисовать). Только давай подготовим наши пальчики к работе, разомнем их:
Пальчиковая гимнастика:
«Десять птичек - стая»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка,
Сонная головушка. Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель, эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).
Дети дополняю свои рисунки, изображая клюв глаза и элементы украшения птицы – ватными палочками.
Самостоятельное выполнение работ.
Итог занятия, рефлексия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные птицы у нас получились. Каждая не похожа друг на друга. Молодцы, спасибо! Давайте в нашей раздевалке сделаем выставку рисунков для наших птиц. Чтобы все могли ими любоваться. А вашим родителям, когда они за вами придут мы обязательно расскажем что мы нового узнали про птиц которые живут в наших парках и садах. (Ответы детей).
Что вам сегодня больше всего понравилось?
Запомнилось?
Понравилось рисовать птичек ладошками?