Жанна Коростелева
Педсовет «Наши добрые традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши добрые традиции»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. активизировать знания воспитателей о традициях русского народа.
2. выявить и проанализировать эффективность использования групповых традиций в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Повестка педагогического совета:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета
2. Традиции русского народа
3. Групповые нравы и добрые традиции
4. Анализ видеозарисовок «Традиции в группах»
Публикация «Педсовет „Наши добрые традиции“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
5. Принятие решения
6. Приятные «мелочи»
Традиции русского народа
Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение.
Обычай – традиционный способ поведения, предписываемый в обществе для определённой ситуации.
Всякий нрав – это традиция, но не всякая традиция нравственна.
Традиции есть у каждого народа. Есть традиции в рамках одного города. Например, «Белые ночи» - г. Санкт-Петербург, спортивная эстафета, посвящённая 9 мая - г. Лесной. Есть семейные традиции, традиции в трудовых коллективах, а так же в детских. Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи.
Традиции русской кухни:
1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (хлеб).
2. Самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы? (блины).
3. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (сбитень).
4. Что такое кулебяка? (пирог с рыбой).
5. Какое блюдо солят трижды? (пельмени: тесто, начинку, при варке).
Быт русского народа:
1. Самое распространённое на Руси осветительное устройство? (лучина).
2. Самая распространённая на Руси обувь? (лапти).
3. Русский сосуд для питья вкруговую? (братина).
4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (количеством членов семьи и достатком).
5. Универсальный предмет мебели в русской избе? (скамья).
Русские праздники:
1. На какие праздники любили гадать девушки? (святки).
2. Самый короткий народный праздник? (ночь на Ивана Купалы).
3. Что за обряд «завивание бороды»? (украшение лентами последнего нежатого снопа).
4. Почему при катании с гор в Масленицу соревновались, кто прокатиться дальше? (кто прокатиться дальше, у того лён вырастет длиннее).
5. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (дуба).
Групповые нравы
Понятие «групповые нравы» может показаться странным, поскольку речь идёт о 2-3 летних детях. В самом деле, какие нравы могут бытовать в обществе таких малышей.
Нам всем хорошо известно, что есть группе, в которых дети часто ссорятся, дерутся, отнимают друг у друга игрушки, а попытки воспитателя прекратить эти конфликты успех приносят не надолго. В самом деле, очень трудно установить, кто больше виноват, и ещё труднее найти такое решение, которое никого не обидит. Есть и другие группы. Те, в которых дети живут мирно и спокойно, и где царит дружелюбие и взаимная доброжелательность. При этом воспитатели не отдают себе отчёта, какие их действия (или отсутствие таковых) породили первую и какие условия обеспечили вторую.
Чтобы в группе обеспечить мир, покой и взаимное расположение авторы программы «Радуга» предлагают ввести групповые нравы. Убеждена, что уже в раннем возрасте это важно и необходимо. Ведь взаимоотношения детей в группе, это и есть групповые нравы, и определяются они не только привычками и наклонностями отдельных детей. Например, тем, что один боится сверстников, а другой готов с боем отстаивать свои права на понравившуюся ему игрушку. В большей степени нравы определяются нормами и традициями, бытующими в данной группе. Так, в одной группе не принято обращать внимание на плачущего ребёнка, тогда как в другой ему всегда готовы выразить сочувствие и оказать помощь. Групповые нравы включают в себя, как систему запретов, так и непременно добрые традиции. И, организовывая групповую жизнь, вам необходимо чётко продумать, чего вы не потерпите ни в коем случае и какие добрые традиции вы будете создавать.
Давайте, начнём с запретов:
«НЕЛЬЗЯ – ЗНАЧИТ НЕЛЬЗЯ».
«НЕ НАДО, ПОТОМУ ЧТО…»
Основная группа запретов должна быть немногочисленной (2-3) и касаться самых основных принципов совместной жизни. Вспомните, пожалуйста, какие запреты существуют у вас в группах (активизация воспитателей). Значит, основная группа запретов относится к:
• Личной неприкосновенности детей.
• Уважение к деятельности детей и её результатам.
Так, ни при каких условиях нельзя:
• Бить других детей.
• Нельзя портить их игру.
• Нельзя причинять другим живым существам.
Требуя неукоснительного соблюдения этих правил не пускайтесь в длинные объяснения. Конкретно и чётко: «Нельзя – значит нельзя!»
Наилучшим способом добиться соблюдения данных запретов будет ваша собственная убеждённость, что они правомерны и что нарушений вы не потерпите. И тогда без нотаций и наказаний вы найдёте тот взгляд и ту интонацию, проявите то искреннее возмущение, которые дадут ребёнку понять, что здесь проходит граница, которую переступать нельзя. Дети прекрасно понимают, что им действительно не разрешено делать. Ребёнок очень чувствителен к осуждению взрослых, если оно по- человечески искренне и серьёзно.
Однако такая категоричность уместна только в отношении данного узкого круга норм.
Множество других правил и ограничений, которые направлены на то, чтобы упорядочить жизнь детей в группе следует вводить по другой формуле: «Не надо, потому что…» (не надо разбрасывать вещи, ломать игрушки, рвать книги потому что). Какие правила уместно разъяснять детям. Давайте, назовём (активизация воспитателей).
Теперь поговорим о добрых традициях, которые «живут» в нашем детском саду, а поможет нам в этом кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. С чего начинается день в группе?
2. Он бывает только раз в году?
3. Момент, дающий ребёнку почувствовать себя равноправным среди сверстников?
4. Его всегда так приятно получать?
5. Вы это делаете каждый день. Малышам очень нравится и они просят ещё?
6. Мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всём хорошем?
7. К сожалению, её поют только для самых маленьких?
8. И чтобы всё это состоялось оно должно быть неравнодушным?
Сейчас, давайте определим для чего нужна та или иная традиция.
Ежедневные традиции
• «Утро радостных встреч»
Цель: выражение радости по поводу встречи с детьми; создание положительного микроклимата в группе.
• «Колыбельная перед сном»
Цель: создание спокойной обстановки перед сном.
• «Поговорим о хорошем»
Цель: мысленное возращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что случилось за этот день, как положительно отличился каждый ребёнок; создание в группе взаимного уважения и формирование чувства самоуважения у каждого ребёнка.
• «Ежедневное чтение»
Цель: формирование интереса к книге, воспитание активного слушателя.
Еженедельные традиции
• «Сеанс»
Цель: создание в группе равных прав на доступном уровне для детей данного возраста.
• «Подарки»
Цель: создание в группе атмосферы душевного тепла, доброжелательности, равных прав.
Ежемесячные традиции
• "День рождения"
Цель: создание положительного микроклимата, праздничной атмосферы в группе; воспитание культурного человека.
Есть ещё одна традиция, которую необходимо ввести и соблюдать во второй младшей группе – это уважение к личной собственности. Ту щепетильность, которую вы проявляете относительно шапок, обуви и других детских вещей, необходимо перенести на игрушки и другие мелочи, которые ребёнок приносит из дома. Эти вещи не имеют права отбирать и использовать ни другие дети, ни взрослые. Если занятие с принесённой из дома игрушкой в данный момент неуместны, вы можете предложить малышу убрать её в шкафчик, где она будет в полной сохранности, как и его новые сапожки.
Анализ видеозарисовок «Традиции в группах»
Вашему вниманию будут представлены видеозарисовки «Традиции в группах». После просмотра воспитатель, который проводил ту или иную традицию сделает анализ по следующему плану:
1. Что за традиция.
2. Время (как часто провожу) и место в жизнедеятельности детей (утро, вечер).
3. Для чего провожу данную традицию.
4. Отношение детей к традиции.
Анализ традиции «Утро радостных встреч»
Воспитатель вторй младшей группы
Проводим традицию ежедневно в первой половине дня (до занятия).
Цель: создание эмоционального комфорта для каждого ребёнка; атмосферу душевного тепла и равных прав; дать понять детям, что их любят и ждут, всегда рады встрече.
Положительное отношение детей к данной традиции позволяет создать в группе атмосферу доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми.
Анализ традиции «Сеанс»
Воспитатель первой младшей группы
Проводим один раз в неделю в утренний отрезок времени.
Цель: создание в группе атмосферы равных прав на доступном уровне для детей данного возраста.
Традиция детям очень нравится. Особенно, когда мы делим фрукты, овощи, конфеты. Малыши эмоциональны, заинтересованы, учатся делиться со сверстниками и взрослыми.
Анализ традиции «Подарки»
Воспитатель первой младшей группы
Проводим традицию каждую пятницу во второй половине дня, после физкультурного игрового занятия.
Цель: создание в группе атмосферы душевного тепла, доверительности, равных прав.
Задачи: воспитывать бережное и разумное отношение к рукотворному миру; формировать отношение ребёнка к взрослому (взрослый – умелец); формировать групповую сплочённость, уважение к правам других; формировать положительный образ «себя»; развивать эмоциональную отзывчивость.
Главная стратегия: умение педагога артистично, демансративно показать процесс изготовления и умения преподнести подарок ребёнку.
Дети очень любят получать подарки, они дороги для них и малыши относятся к подаркам очень бережно.
Вот из кусочков пенопласта получился кораблик – это чудо для ребёнка, необыкновенное превращение. Ребёнку этого возраста очень важно получить свою, личную игрушку или поделку, причём желательно такую же, как у других детей. Особый интерес к подарку возникают у малыша только тогда, когда он видит его в действии. Поэтому очень важно показать, как с ним можно играть. Игровые действия должны быть простыми и понятными. Так, кораблик может плавать, перевозить различные лёгкие предметы.
Нам, взрослым, нравиться дарить детям подарки, сделанные своими руками. Подарки разные: матрёшка из картона, кораблик из бумаги, бабочка из фантика, снежные комочки, шарики – фонарики, валентинки – сердечки, яйца расписные и т. д.
Обсуждение, обмен мнениями
Решение педсовета
Приятные «мелочи» (дарение подарков всем участникам педсовета).