Логинова Юлия Евгеньевна
Проект «Наше Подмосковье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района Детский сад №16 «Колосок»
Проект
«Наше Подмосковье,
город Королев».
Автор проекта :
Воспитатель: Логинова Ю. Е.
г. Пушкино
Тип проекта : информационно-познавательный.
Продолжительность проекта : декабрь 2017- февраль 2018 г.
Участники проекта : Родители, воспитатели, воспитанники.
Возраст воспитанников 4-5 лет.
Цель проекта :
а) "Мой город";
Публикация «Проект „Наше Подмосковье“» размещена в разделах
б) “Промыслы Подмосковья”;
в)“3амечательные люди Подмосковья”.
Задачи проекта :
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
-расширение представлений о городах Подмосковья;
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
-формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Актуальность:
Наши дети не должны лишиться главного: радости детства. Эта радость зависит от многих причин и имеет множество аспектов: а) любовь родителей к детям, любовь детей друг к другу; б) малые радости: игры, игрушки.
Но всё это немыслимо без одной большой любви – любви к родному краю. Эта любовь даёт ребёнку полное ощущение радости жизни, наполняет ее смыслом и особым счастьем. Такую любовь мы можем воспитать в детях, если сами, любя Родину и зная её историю, традиции, обычаи, фольклор, достижения народных мастеров, поделимся с детьми этими знаниями.
Предполагаемый результат:
Происходит укрепление внутрисемейных связей.
Появляется уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу.
Уточнение знаний о достопримечательностях и символике родного города.
Осознание детьми, что история их родного города Королёв неразрывно связана с историей Родины; закрепление понятия, что такое музей.
Умение ориентироваться в своём микрорайоне.
Углубление знаний детей о космических профессиях, предприятиях в городе Королёве, их истории.
Углубление и расширение знаний детей о культурном наследии города Королёва.
Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
Стремление детей сделать родной город ещё лучше.
Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
Основные этапы работы над проектом :
1 этап. Подготовительный.
• Постановка целей;
• Определение актуальности и значимости проекта;
• Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т. д.)
• Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы;
• Введение детей в игровую ситуацию;
2 этап. Основной.
Наш город Королев, работа с детьми.
-рассказ – беседа о родном городе, «Герб родного города, гимн города»
-проведение презентаций: историко-краеведческий музей, по улицам города;
- знакомство с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, края, страны.
-беседы «Знаменитые жители моего города», «Фабрика 1Мая» («Болшевский текстиль»). «Краткая история», «ЦУП - что это?», «Здесь делают ракеты» (по материалам экскурсии, «Королёв-столица космонавтики», «История станции Болшево», «Некоторые достопримечательности города Королёв»;
-«Их помнит Россия, их помнит наш родной город» : знакомство с произведениями поэтов, художников, музыкантов, живших и работавших в нашем городе. Архитектура города.
-знакомство с людьми, прославившими город. Организация вместе с детьми выставки фотографий известных людей города (С. П. Королёв, С. Г. Грабин, М. Цветаева, Коровин, Левитан, Б. Заходер);
Презентации: «Некоторые достопримечательности города Королёв», «Музей космонавтики», «Национальный парк Лосиный остров».
Сборник дидактических игр «Мой город».
Оформление тематических альбомов «Деревья нашего города»
Сборник стихов: Альманах «А я люблю места родные…»
Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.
Чтобы ознакомить детей с понятием “Родина”, необходимо выработать у них ясное представление о малой Родине. Воспитанники в общении с воспитателем находят ответы на многие вопросы:
- С чего начинается Родина?
- Что такое Родина?
- Как называется наша Родина?
(Это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом. Это всё то, что нас окружает).
Родина наша – это страна.
Очень и очень большая она.
Родина наша – это наш дом,
Где вместе с мамой мы живём.
Наши размышления о малой Родине мы подкрепляем конкретными знаниями о родном городе. Дети узнают ответы на многие вопросы:
- А в каком городе есть этот чудесный дом? (В городе Электрогорске)
- На какой улице твой дом?
- Как дойти до твоего дома?
- Назови место, где ты любишь гулять с мамой и папой. Что тебе нравится в нашем городе?
Вместе мы приходим к важному для детей выводу: наш город и есть наша малая Родина.
На занятиях и в процессе пребывания детей в группе, на прогулке мы разучиваем с ними стихи о Родине, пословицы:
"Родина любимая - что мать родимая"
"Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей"
"Родина - мать, умей за неё постоять"
"Жить - Родине служить" и др.
Уже в дошкольном возрасте можно знакомить детей с картой, по которой дети узнают, где географически расположен наш город. Предлагаю детям взглянуть на план родного города.
Чтобы закрепить знания детей о городе проводим беседы, викторины:
"Куда бы ты повёл гостей города?"
"Что бы ты рассказал о своём городе?”
"Где это находится?" (В форме дидактической игры).
Промыслы Подмосковья.
Постепенно представления детей о Родине расширяются; в их сознание входит понятие "Родное Подмосковье". Прежде всего детей заинтересовывают те города, которые известны своими уникальными промыслами:
1. Город Павловский Посад, расположенный недалеко от города Электрогорска, наш ближайший "город-сосед". Я организовываю экскурсию в Выставочный зал, в музей на платочном объединении. В музее дети знакомятся с тем, как делают знаменитые павловские платки; они узнают о том, сколько людей участвуют в изготовлении павловского платка. Детям предоставляется возможность потрогать резные набивные доски, которые опускают в чан с краской, а затем набивают эту краску на ткань, они могут рассмотреть множество павловских платков. После первого погружения в мир павловских платков дети с радостью разучивают танец с павловскими платками, пробуют себя в качестве художников и даже. создают свой эскиз узора для платка. На занятиях, посвящённых промыслу, я знакомлю детей с растительной росписью, с растительным орнаментом, расположением узора на платке. В детской игре (магазин "Павловские шали") учу детей описывать платок, который они хотели бы купить, используя образные выражения, называя цветовую гамму, название цветов, элементов росписи: букеты, гирлянды, корона, чечевица, венец, кружево. В заключение все вместе мы делаем значок-символ с изображением павловского платка и приклеиваем его на карте в том месте, где находится город Павловский Посад.
2. Следующий город на карте отмечаем другим значком-символом – матрёшкой. Это город Сергиев-Посад. Детям интересно узнать о музее игрушек, расположенном в этом городе. Чтобы рассказ о городе получился ярким и запоминающимся, я использую книги-путеводители по музею, иллюстрации с изображением игрушек, которые были изготовлены и 200 лет назад, и сейчас; дети учатся сравнивать те давние игрушки и сегодняшние. Постепенно дети проникаются любовью именно к русской народной игрушке. Мои воспитанники оказываются вполне подготовленными к занятию "Моя любимая игрушка", в ходе которого они учатся составлять описательный рассказ. Ещё раз обращаю внимание детей на матрёшку; дети сами рассказывают об истории появления игрушки, о мастере, создавшем первую матрёшку. Дети самостоятельно делают выводы о том, что все матрешки разные, потому что делали их в разных местах разные мастера, которые вкладывали в игрушку свою душу, свой характер. Следующий творческий и достаточно сложный для детей этап работы - роспись матрёшки. В ходе занятия по росписи я учу их технике рисование концом кисти. Детям требуется много сил, терпения, старания и умения, чтобы получилась такая матрёшка, которой можно было бы любоваться, с которой захотелось бы поиграть. Как воспитатель я стремлюсь к тому, чтобы все работы детей были индивидуальными, аккуратными и сохраняли бы "дух" русской матрёшки. Работы детей мы обязательно представляем на выставках; результатами по праву гордятся и дети, и родители.
3. Следующим знаком-символом, с которым знакомятся дети, является богородский зайчик. Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники и столяры. Они строили дома с резными наличниками, мастерили шкафы и стулья. А в свободное время топором да ножом из чурбачков да щепочек вырезали для детей деревянные игрушки. Игрушки из села Богородского не простые, а "живые". Богородские цыплята стучат клювиками и клюют зёрнышки, медведь с кузнецом по очереди стучат по наковальне своими молотами. Такие игрушки есть у нас в методическом кабинете. Дети усваивают принцип движения фигур: игрушки делают на раздвижных планках или с гирьками-противовесами, к которым подвязаны веревочки. Качается гирька, дёргается верёвочка - и фигурки движутся. Любят делать богородские мастера игрушечных медведей. Мишка у них добродушный да умный, зайчики весёлые, кузнецы работящие, а бравые солдаты все как один честь отдают. Вроде бы ничего особенного, но детям эти игрушки из села Богородское очень полюбились. Говорят, деревянные игрушки, где бы их ни делали, иногда оживают. Музыкальный работник придумала удивительный танец “Богородские кузнецы”, разучила его с мальчиками под русскую народную музыку "Во кузнице". А ещё я знакомлю детей со свойствами дерева: оно мягкое, податливое, тёплое, с разнообразной структурой рисунка. Дети открывают для себя нечто новое: оказывается, из дерева изготавливают не только забавных зверюшек. Вместе с родителями дети вырезают из дерева машины, танки, тележки, макеты избы, колодцы, сундучки, мебель для куклы. Все эти изделия мы представляем на выставках. Используя материалы выставок, я провожу занятия.
4. На карте новый знак-символ: "Чайник с бело-голубой розой". Детей сразу заинтересовывает рассказ о том, что на реке Гжелке есть старинный город Гжель, где живут удивительные мастера, которые делают посуду, игрушки и другие предметы быта из глины и расписывают её по-особому, одной краской, но со множеством оттенков. Гжельскую розу, гжельскую птицу узнают во всём мире и приезжают, чтобы полюбоваться работами гжельских мастеров и приобрести что-то для себя. Изделия гжельских мастеров прозвали бело-голубым чудом. Все эти чудеса дети начинают узнавать и у себя дома, и в детском саду. А исходный материал для занятия о гжельской росписи - простая чашка. Дети узнают, из какого материала она сделана, как называют мастеров, которые делают предметы из глины, с какой целью украшают предметы. Мы рассматриваем с детьми иллюстрации с изображением гжельских изделий; дети с новым чувством прикасаются к предметам из гжели. Этимология слова "гжель" ("жечь глину") помогает детям запомнить эти словосочетания и слово “керамика”. Изучая с детьми предметы росписи, мы пробуем расписать чайник, чашку, тарелку, птицу гжельской росписью. Я учу детей путём добавления в белую краску разного количества синей краски получать различные оттенки сине-голубого цвета. А при описании предметов учу детей отмечать характерные признаки гжельской росписи, называть элементы росписи, названия предметов. Усвоению и закреплению полученных знаний способствуют дидактические игры: "Гончарная мастерская", "Магазин "Гжель", "Из чего сделан предмет", "Нарисуй гжельскую розу", "Составь узор".
5. И ещё один знак - символ: чёрный поднос с яркими цветами. Рассказываю о деревушке Жостове, где живут мастера кузнечного дела, которые тоже решили прославить свою деревню умением делать из железа подносы разной формы и яркой росписью цветов на чёрном фоне. Рассматривая иллюстрации, где изображены мастера-художники за работой, обращаю внимание детей на то, что подносы расписывали, держа их на коленях. Из моих рассказов дети узнают, для чего нужны такие красивые подносы, для чего мастера делали их такими яркими. Дети узнают новый для них материал, используемый в промысле, - железо. Предоставляю детям возможность сравнить железо с деревом и сделать вывод, что для человека необходимо и то, и другое. Рассматривая рисунок на подносе, отмечаю, что ни один узор не повторяется. Даю детям для образца один поднос и предлагаю им создать самостоятельно свои узоры на овале или круге из картона (бумаги, не забывая о традициях жостовских мастеров. Каждый ребёнок находит свой вариант расположения цветов, используя краску разного цвета. Я замечаю, что каждый вкладывает в свою работу частицу души, даю проявить свою индивидуальность, поэтому все детские работы нестандартны и интересны. Занимаясь с детьми ознакомлением и изучением родного края — Подмосковья, народных промыслов, стремлюсь использовать разнообразные, в том числе и нетрадиционные формы и методы проведения занятий: совместные занятия с детьми и родителями в форме "огоньков", русских посиделок, ярмарок, чаепитий, игровых занятий, занятий - путешествий. Все занятия отличаются тщательной подготовкой интерьера, атрибутики русского быта, погружающего детей и родителей в познавательную среду, связанную с национальными корнями и воспитывающую детей и родителей в духе согласия, взаимоуважения, коллективизма и бережного отношения к традициям. Все проводимые мною занятия являются интегрированными, что помогает мне соединять в сознании и душе ребёнка музыку, движение (танец, изобразительную деятельность, литературу и многое другое. Для углублённой работы с детьми по изучению родного края, народных промыслов приглашаю специалистов: преподавателя по изобразительной деятельности, который обучает детей приёмам изображения элементов росписи, формирует эстетический вкус детей, их представление о гармонии цвета; библиотекаря, который рассказывает детям об истории города, об истории названий разных улиц, о предприятиях города; экскурсовода, который в интересной и доступной форме знакомит детей с работами местных художников и созданием знаменитого павловского платка; музыкального работника, который подбирает музыкальный репертуар, разучивает с детьми песни, танцы для музыкальных пауз на занятиях, для русских посиделок и т. д., знакомит детей с русской народной музыкой, хороводами, русскими играми, разучивает танцы, частушки и песни с родителями. В процессе усвоения детьми программного материала по изучению родного края я считаю необходимым привлекать и другого воспитателя нашей общей группы к работе в избранном направлении. Так, например, я предложила Татьяне Викторовне Тищенко использовать материал программы "Мой мир" из раздела "Я — Человек" при проведении народных праздников.
Изучение столь сложного материала невозможно без чтения художественной литературы. Я читаю детям вслух много художественных произведений, знакомлю с большим количеством пословиц о Родине и труде, разучиваю с ними стихи о Родине. Родители воспитанников, увлечённые общим делом, с удовольствием помогают детям разучивать стихи дома, подбирая их с учётом интересов и способностей своего ребёнка. На основе прочитанных, изученных мною и детьми произведений беседы проходят интересно и оживлённо. Мировоззрение детей, обогащённое новыми знаниями и представлениями, меняется и наполняется значимыми для формирования личности ребё нка понятиями и выводами: только хороший и добрый человек, любящий свой край, способен создавать такие предметы, о которых знают не только у нас в России, но и в других странах.
Дети должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей, знать историю своего края, гордиться им и любить его.
Храните, как святыню,
Старинные места.
Храните дух, эпоху,
Предметы старины,
Что Вам, как выдох вдоху,
Предшествовать должны.
Подытоживая проделанную мною работу по ознакомлению детей с родным краем, народными промыслами Подмосковья, провожу игру "Брейн-ринг", в ходе которой раскрывается умение детей использовать полученные знания при обсуждении и ответе на вопросы:
"Что такое промысел?"
" Что такое ярмарка?"
"Почему изготовление игрушки назвали народным промыслом?"
"Что такое художественный промысел?"
Дети успешно применяют в ответах на вопросы новые слова и выражения: промышлять, благополучие, ремесло, керамика, гончар, токарь вытачивает, художник расписывает, растительный орнамент.
Думаю, что детям, как воздух, необходимы и мероприятия традиционного русского быта: ярмарки, посиделки, Масленица и др.
Осуществляя третью часть проекта, в которой речь идёт о замечательных людях Подмосковья, я использую журналы: " Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду", энциклопедии, справочную литературу, методические пособия и многое другое. Всю деятельность организую совместно с родителями. Результатом нашей совместной работы являются знания детей о родном крае, желание участвовать в творческих делах, стремление к прекрасному (поэзии А. С. Пушкина, музыке П. И. Чайковского).
«Замечательные люди Подмосковья».
Например, на карте Подмосковья мы находим город Клин, где жил и работал композитор. Даю детям задание над знаком - символом города на карте. Мы прослушиваем отрывки из произведений П. И. Чайковского: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Детский альбом", "Времена года". Во время игр и развлечений часто звучит классическая музыка русских композиторов. Я замечаю, что дети при этом стараются говорить тише, не ссорятся. И поверишь, что музыка, как волшебница, заполняет душу ребёнка, делает её красивее и богаче.
Работа с родителями:
- посещение с детьми музеев, достопримечательностей, прогулки по городу;
-подготовка к тематической выставке рисунков детей совместно с родителями: «Я люблю тебя, мой город!»;
-сочинение стихов о городе.
№ Содержания мероприятия Сроки Участники
Подготовительный
1 Постановка целей 1 неделя декабря Воспитатель
2 Определение актуальности и значимости проекта; 1 неделя декабря Воспитатель
3 Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. д.) 1 неделя декабря Воспитатель
4 Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы. 1 неделя декабря Воспитатель
5 Введение детей в игровую ситуацию 2 неделя декабря Воспитатель
Основной
6 Рассказ, беседа о родном городе. 2 неделя декабря Воспитатель
7 Прогулка по музею, по улицам города. (презентации). 3 неделя декабря Воспитатель
8 знакомство с предприятиями города, их историей возникновения и т. д. 3 неделя декабря Воспитатель
9 беседы «Знаменитые жители моего города», «Фабрика 1Мая» 4 неделя декабря Воспитатель
10 знакомство с произведениями поэтов, художников, музыкантов, живших и работавших в нашем городе. 4 неделя декабря Воспитатель
11 Архитектура города. знакомство с людьми, прославившими город. 1 неделя декабря Воспитатель.
12 Организация вместе с детьми выставки фотографий известных людей города 1 неделя января Воспитатель, родители, дети.
13 Сборник дидактических игр «Мой город». 2 неделя января Воспитатель, дети
14 Оформление тематических альбомов «Деревья нашего города» 2 неделя января Воспитатель, дети.
15 Чтение Сборника стихов: Альманах «А я люблю места родные…» 3 неделя января Воспитатель
16 Рассказ о городах известных своими уникальными промыслами. 3,4 неделя января Воспитатель
17 Чтение художественной литературы, изучение стихов и пословиц. 1 неделя февраля Воспитатель, родители, дети.
18 Играем в "Брейн-ринг. 1 неделя февраля Воспитатель, дети.
19 Рассказ о замечательных людях Подмосковья. 2 неделя февраля Воспитатель.
20 Работа с родителями. Совместное посещение музеев и т. д. 3-4 неделя февраля Воспитатель
Презентации
21 «Прогулка по музею» Декабрь Воспитатель
22 «Улицы города» Декабрь Воспитатель
23 «Предприятия Королева и их возникновение» Декабрь Воспитатель
24 «Некоторые достопримечательности города Королев» Январь Воспитатель
25 «Музей Космонавтики» Январь Воспитатель
26 «Национальный парк Лосинный Остров» Январь Воспитатель
Литература:
• «Калининград-Королёв. Полвека, ставшие эпохой» Р. Позамантир, С. Мержанов, Л. Бондаренко и Ю. Сороколетов.
• Официальный Сайт города Королев.
• П. И. Чайковский: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Детский альбом", "Времена года"
• журналы: " Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду", энциклопедии, справочная литература, методические пособия.