Елена Новикова
Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
Изучение функций эмоционально – выразительных движений человека раскрывает их назначение в коммуникации: передача ощущений личности и её отношение к текущим событиям, а также влияние на воспринимающего субъекта. Лицевые выражения, жесты, а также пантомимика являются средствами, сквозь которые происходит не только передача данных о психическом состоянии человека, но и осуществляется воздействие на восприятие другого индивида.
С психологической точки зрения, эмоции определяются как субъективные переживания, через которые человек воспринимает значение жизненных событий и явлений. Их источник заключается во взаимоотношении потребностей индивида с объективными свойствами ситуаций. Таким образом, эмоции демонстрируют субъективную оценку человеком окружающей реальности.
Чтобы справляться с волной эмоций и иметь над ними контроль, человеческая воля оказывает помощь, являясь средством сознательной саморегуляции деятельности. Воля, по определению М. И. Еникеева, обозначает целеустремленное усилие субъекта в попытке реализации необходимых и возможных целей, путем самодетерминации и самомобилизации.
В организме присутствует сложная система, эмоционально – волевая сфера, отражающая особенности эмоциональных процессов и их динамику. Она включает в себя волевые качества, оказывающие значительное воздействие на стремление человека к осуществлению поставленных перед собой задач. Процесс волевых актов предполагает борьбу мотиваций и усилий, что делает их отличимыми от всех других видов действий.
Волевая функция в человеческом поведении влечёт за собой самоограничения, контроль импульсов и подавление желаний, вытекающих из конкретной ситуации. Проявление высших уровней воли связано с ориентацией на духовные и нравственные ценности, принципы и идеалы.
Продуманный план реализации и отсутствие эмоциональных откликов характерны для волевой деятельности, в то время как моральное удовлетворение обнаруживается при её успешном завершении.
Развитие волевой регуляции в жизни каждого начинается с момента освоения речи, которое даёт детям способность к эффективной саморегуляции собственных психических и поведенческих актов. Это развитие разветвляется на трансформацию непроизвольных процессов в произвольные, на приобретение контроля над поведением и формирование волевых качеств.
В области нарушений эмоционально-волевой сферы наблюдается повышенная чувствительность к впечатлениям в комбинации с вегетативной нестабильностью и общей повышенной чувствительностью. У маленьких детей наблюдаются трудности со сном, повышенные истощения нервной системы. Обыденные сенсорные раздражители могут вызывать аффективное возбуждение, которое усиливается в незнакомой обстановке.
Для старших дошкольников типичны излишняя впечатлительность и наклонность к страхам; наблюдаются склонность к раздражительности или, напротив, тимидность и замедление реакций. Часто встречаются сочетания эмоциональной лабильности с инертностью реакций, что может проявляться в неукротимости эмоций – ребенок, начав плакать или смеяться, не способен остановиться. Эти эмоциональные всплески иногда носят явно насильственный оттенок.
В сфере эмоционального благополучия детского возраста могут наблюдаться различные типы нарушений. Среди множества типов, подобные нарушения удобно классифицировать в три основные категории.
Первой категорией являются агрессивно настроенные дети, чьи действия часто нацелены на достижение внешних целей, а не обусловлены текущими эмоциональными переживаниями. Агрессия может практиковаться как средство принуждения или доминирования над сверстниками, капризное и упрямое поведение отражает их стремление подчинить окружающих без учёта общепринятых норм дисциплины. Иногда агрессивные проявления могут быть оборонительными, служа реакцией на внешние раздражители и даже минимальные воздействия, что часто связано с неспособностью адекватно воспринимать коммуникации со стороны окружающих. В отдельных случаях агрессивное поведение носит демонстративный характер и используется в качестве инструмента завлечения внимания, будь то от сверстников или взрослых, проявляясь в форме физических актов импульсивности или вербальных оскорблений.
Второй категорией являются эмоционально расторможенные дети, отличающиеся амплитудой реакций на внешние события – от чрезмерного восторга до глубокого страдания, их поведение имеет высокую степень экспрессии.
Третья категория, тревожные дети, демонстрируют конфликт внутренних потребностей и желаний, результатом чего становятся повышенная чувствительность и мнительность, часто ассоциируемые с боязнью оказаться в центре внимания. Несоответствие между стремлениями ребенка и его возможностями приводит к низкой самооценке и страхам, возникающим в условиях пристальных требований со стороны родителей. Такие дети часто предвидят неудачи даже в обыденных обстоятельствах, чрезмерно воспринимая их как угрозы.
Паттерны негативного влияния тревожности на результаты детской деятельности говорят о весомости проблемы в разрезе дошкольного и младшего школьного возраста, акцентируя внимание на потребности разработки персонализированных подходов, содействующих гармоничному развитию личности ребенка.
Список литературы:
1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М. : Скрипторий, 2002. – 33 с.
2. Карпова Г. З. Мир чувств и эмоций дошкольника. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения - 2011. – N 8. – С. 119-121.
3. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. - М., 1991. – 94 с.
4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003. – 131 с.