Марина Шурыгина
Нарушение произношения звука [л]. Ламбдацизм
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дефекты артикуляции
Ламбдацизм бывает нескольких видов:
• Отсутствие звуков [л] и [л’].
• Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами. Является дефектом только в том случае, если звук звучит искаженно. Если при межзубном произношении [л] – чистый, то это дефектом не является и не требует коррекции;
Публикация «Нарушение произношения звука [л], Ламбдацизм» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
• Носовое [л] в виде заднеязычного носового звука. Произношение резко отличается от правильного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Слышится два нечетких звука: [нг].
• Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически напоминает звук [у], встречающийся в некоторых диалектах, или звук [w], свойственный фонетическому строю английского языка. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;
• Губно-зубное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости;
• Встречается боковое одностороннее произнесение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка;
• Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук [л] произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.
2. Правильная артикуляция.
• При произношении звука [Л] губы принимают положение следующего гласного звука;
• Зубы не соприкасаются. Расстояние между нижними и верхними резцами – 2-4 мм;
• Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних зубов (также он может упираться в десны над ними);
• Между коренными зубами и боковыми краями языка остается щель для прохода струи воздуха.
• Корневая часть языка приподнята и оттягивается назад. Посередине образуется ложкообразная вдавленность;
• Голосовые связки сомкнуты, дрожат.
3. Артикуляционная гимнастика
1. «Гамак». Кончик языка упирается в передние резцы верхнего ряда зубов. Язык нужно прогнуть таким образом, чтобы по форме он напоминал гамак. Считаем до 5 секунд и расслабляем его;
2. «Вкуснятина». Язык широкий, нужно облизывать им верхнюю губу вверх-вниз. Важно, чтобы нижняя челюсть и губа оставались неподвижными;
3. «Лошадка». Язык широкий, нужно щелкать им нёбу возле верхних резцов. Рот приоткрыт, а нижняя челюсть остается при этом неподвижной;
4. «Индюк». Язык нужно сделать широким, нужно повторять те же движения, что и в упражнении «Вкуснятина», но быстрее. При этом нужно говорить «бл-бл-бл-бл»;
5. «Грибок». Язык прижимается к нёбу достаточно сильно, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Каких-либо других движений делать не нужно;
6. «Качели». Нужно широко улыбнуться, открыв при этом рот. Кончик языка по очереди упирается то в верхние, то в нижние зубы.
4. Приемы постановки.
Постановка твердого [л] возможна по подражанию. Взрослый садится перед зеркалом вместе с ребенком, после чего он наглядно показывает, какое положение занимают губы, язык и другие органы артикуляционного аппарата при произношении [л].
Нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки.
Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.
Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы:
1. Постановка от межзубного звука. Этот способ наиболее удобен и универсален и подходит даже для тех детей, у которых выраженные проблемы с подъемом языка вверх. Ребёнок тянет гласный звук «ы-ы-ы» или «а-а-а» и просовывает кончик языка между зубами и чуть прикусывает его. При этом должен получиться звук [л]. Автоматизируем такой звук в обратных слогах (типа АЛ, ОЛ). Когда звук будет получаться хорошо в простых словах (мал, бал, осёл, можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы;
2. Ребенок тянет гласный «а-а-а». Предлагается одновременно с этим кончиком языка стучать о внутреннюю поверхность верхних резцов. Автоматизация начинается с обратных слогов (именно со слога ал).