Лариса Панкратова
Нарушение понимания речи у детей с РАС
Частой проблемой, встречающейся у детей с РАС является нарушение понимания ребенком речи. Это один из важных маркеров аутистических расстройств. Трудности понимания обращенной речи проявляются уже в раннем периоде речевого развития детей. Ребенок не понимает названий предметов, их качеств, действий. Не выполняет простые речевые инструкции.
Публикация «Нарушение понимания речи у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Работа по преодолению нарушения понимания речи начинается, как только родитель заметил у своего ребенка трудности такого характера или по рекомендации специалиста. Эта работа должна проводиться комплексно и включать в себя занятия с психологом, логопедом, дефектологом и занятия родителей с ребенком дома. При этом родитель становится полноправным участником коррекционной работы, в ежедневной жизни ребенка применяя свой опыт и знания и навыки, полученные от специалистов.
С помощью инструкций можно научить ребенка различать слова, понимать фразы. Инструкции должны быть короткими, 1-3 слова. Идеальный вариант когда инструкция на одно слово длиннее, чем собственные речевые возможности ребенка (если он не говорит, то одно слово. Если говорит односложно-максимум 2). Все лишние слова должны быть безжалостно удалены, даже в ущерб правилам русского языка.
Если инструкция сложная, то она должна быть разбита на этапы. У взрослого должна быть возможность проконтролировать выполнение каждого этапа.
Позитивная формулировка. Частица «не» вообще не воспринимается. Даже если она регистрируется ребенком, то выполнение негативной инструкции затруднено необходимостью тормозить уже возникшие желанием что-то сделать. Ведь чаще всего эту инструкцию дают, чтобы прекратить начатое, но нежелательное, действие. В этой ситуации лучше не тормозить, а перенаправить внимание и активность ребенка.
Инструкция должна требовать реакции в форме поведения и использовать для этих целей глагол физического действия. Инструкция должна быть крайне конкретной за исключением случаев, когда работа идет над выбором или пониманием обобщений и должны опираться на опыт ребенка и использовать только знакомые ему слова.
На протяжении всей коррекционной работы используется метод проговаривания ситуаций, описываются чувства и эмоции. Работа над пониманием речи является необходимой и важнейшей частью коррекционной программы, базой для формирования всех сторон речи и успешной коммуникации.
Чтобы в будущем ребенок с аутизмом адаптировался в обществе, нужно заниматься развитием понимания речи, выработать умение реагировать на чужие слова. Мотивируйте малыша вспоминать эмоционально важные моменты! Развивая понимание чужой речи, родители и педагоги учат малыша «выныривать» из своего мира во внешний. Создают и закрепляют навыки, как реагировать на него, взаимодействовать с социумом в необходимом ключе.